Слово реорганизация давно у всех на слуху. То одну сферу реорганизуем, то другую. Оптимизация образования, реорганизация системы соцзащиты, теперь вот здравоохранением занялись. Сегодня о слиянии поликлиник с больницами говорят везде. Медперсонал поликлиник «натравливает» пациентов на высшее руководство, советуя жаловаться на будущее слияние, мол, останетесь и вовсе без врачей. Напуганные жители шушукаются в очередях, гадая, чего им еще ждать от бесплатной медицины. Попробуем разобраться.
Что будет реорганизовано?
По информации министерства здравоохранения области, планируется реорганизация 12 медицинских учреждений. Во-первых, все детские больницы объединят в одно единое учреждение – детскую областную клиническую больницу. А именно: детскую городскую больницу №3, городскую детскую поликлинику №2, городскую детскую поликлинику №4, детскую поликлинику №5 присоединят к детской городской клинической больнице №1. При этом ни одна из поликлиник не будет упразднена.
То же коснется поликлиник для взрослых. Городскую поликлинику №2 и городскую студенческую поликлинику присоединят к городской поликлинике №1 им.Кирова. Городскую поликлинику №7 – к городской больнице №3. Городскую больницу №4 присоединят к ЦГКБ.
Зачем это нужно?
«Главной целью реорганизации является повышение качества и доступности медицинской помощи при условии эффективного использования материального, финансового и кадрового потенциала», – поясняет министр здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области Валентина Караулова. – «Объединения медицинских учреждений прошли в Татарстане, Московской, Тульской, Пензенской и других областях. В Нижнекамске, например, все государственные учреждениях здравоохранения объединены в одно юридическое лицо».
Кроме того, по словам Карауловой, планируется создание новых структурных подразделений, например, единой службы закупок и так далее.
Что будет с кадрами?
Несмотря на столь высокопарные слова, врачи и медработники относятся к предстоящей реорганизации все больше негативно. Поговаривают, что многие лишатся насиженных мест.
«Проблема в том, что многим работникам медицинских учреждений не разъяснили, что же будет», – говорит председатель Регионального отделения политической партии «Российский общенародный союз» Юрий Тупикин. – «Профсоюзные организации сработали недостаточно хорошо. Нужно подробно обсудить конкретные условия коллективных трудовых договоров при встрече с сотрудниками, чтобы у них не возникало никаких вопросов».
Губернатор Сергей Морозов поручил вести более детальную разъяснительную работу по проблемным вопросам реорганизации учреждений здравоохранения Ульяновской области.
Итак, что же будет на самом деле? По словам Карауловой, «речь о сокращении медицинских кадров не идет. Наоборот, министерство заинтересовано в привлечении дополнительных кадров медицинских работников».
Так, в проекте штатного расписания объединенного учреждения, оказывающего медицинскую помощь детям, проживающим в правобережье, предусмотрено 17 дополнительных вакансий врачей. Что касается реорганизуемых учреждений, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению, в них дополнительно предусмотрено 70 должностей старшего медперсонала.
По словам председателя Медицинской палаты Ульяновской области Татьяны Губаревой, вопросы объединения учреждений здравоохранения не являются новшеством, они поднимались еще в советское время и тоже воспринимались неоднозначно. Однако время пришло.
«Реорганизация позволит сократить количество чиновников в медицинских учреждениях», – считает госпожа Губарева, – «так, если посмотреть внимательно штатное расписание, получается, что в некоторых районах (это даже сейчас касается не города, а области) много людей, которые нужны в больнице, но они имеют вспомогательную роль. В иной больнице 6 бухгалтеров! Есть, к примеру, лечебные учреждения, где 61% персонала занимается служебными вопросами, а не лечением. А, между тем, врачей, медсестер не хватает, у нас серьезная проблема с кадрами, ее нужно решать».
Есть лишь одно опасение – смогут ли на местах организовать эту работу правильно? Ведь даже сегодня поликлиники по-разному «экономят» деньги. В итоге где-то врач получает зарплату 10 тысяч рублей, а в другом учреждении это же специалист получает 40 тысяч рублей.
Чтобы избежать проблем «совмещения», когда врач, работая на полную ставку, подрабатывает еще в ряде учреждений, с медперсоналом заключат «эффективный контракт». В нем пропишут должностные обязанности, показатели и критерии оценки труда, а также условия заработной платы в зависимости от результатов и качества оказываемых услуг. Стимулирующие выплаты будут зависеть от показателей эффективности его деятельности. Правда, тут возникает вопрос: а смогут ли удержать специалиста на одном месте? Ведь «бегают» врачи от одного учреждения к другому не ради спортивного интереса, а от безысходности и маленьких зарплат.
Чего ждать пациентам?
Что изменится в медицинском обслуживании после реорганизации? Куда обращаться за первичной медицинской помощью? Появятся ли в поликлиниках узкие специалисты, которых, порой, «днем с огнем не сыскать»?
«Нужно понимать, что у большого учреждения – больше возможностей», – говорит Татьяна Губарева. – «В Ульяновске есть крупные поликлиники, к которым прикреплено мало населения, соответственно на них и средств выделяется немного. Это детская поликлиника № 3, №4. А ведь население должно получать равноправные услуги. К тому же положено, например, на 100 тысяч человек населения иметь одного детского пульмонолога, а у нас 2,5 ставки на всю область! Это же касается эндокринолога, кардиолога и так далее. Получается, маленькие поликлиники вообще обижены: то врачей нет, то еще что. Для меня все дети Ульяновской области одинаковые, и нужно сделать так, чтобы специализированная помощь им была равномерной. Людям что нужно: пришел, принялся без очереди, тебя посмотрели, сдал анализы тут же, никуда не бегая, получил назначение. Все».
Действительно, сейчас, чтобы сдать анализ крови, нужно взять талончик на определенный день, а некоторые анализы приходится вообще ехать сдавать за тридевять земель. «При объединении этого можно будет избежать, все будет в одном месте», – уверена Губарева.
Как отмечают в министерстве здравоохранения, в результате «слияния» планируется повысить доступность оказания медицинской помощи населению. Жители смогут записаться к узким специалистам, которые не предусмотрены в небольших поликлиниках. При этом никуда бежать не придется. Порядок получения медицинской помощи не изменится, пациенты по-прежнему будут получать её на своих участках. Оформление справок и больничных листов – по прежним адресам. Обещают сохранить кабинеты забора анализов в каждой поликлинике, а их доставку сделать централизованной. Пациенты смогут получать стационарное лечение в дневных стационарах объединенного учреждения.
Конечно, всегда все просто и легко «на бумаге». А на деле случиться может всякое.
Чтобы избежать всех «подводных» камней в этом вопросе, привлекли различных экспертов. Один из них – глава Барышского района Сергей Кочетков, у которого за плечами – неплохой опыт.
В 2008 году в Барыше объединили больницу и поликлинику, которые находилась в 8 км друг от друга. Ситуация была сложная. Люди приходили в поликлинику на прием, их направляли сдавать анализы в больницу за 8 километров. Сдаешь – и снова в поликлинику, а там, посмотрев результаты, говорят, мол, отправляйся на госпитализацию, то есть снова в больницу за 8 километров. И так гоняли по кругу. Кроме того врачам приходилось приезжать из больницы, чтобы консультировать пациентов поликлиники, что также вызывало массу неудобств.
«Мы все плюсы и минусы сложили и решили, нужно делать. Конечно, не все были «за», но перевесило большинство. Мы отремонтировали здание больницы, отработали новые маршруты, привлекли экспертов, думали, будут жалобы, завели специальный журнал, проштамповали, чтобы никто листы не мог заменить. Но ни одной жалобы, ни одного отрицательного отзыва по слиянию поликлиники и больницы не оказалось. Причем, при «слиянии» ни одного врача не сократили. Конечно, произошло сокращение содержания, но самое главное – сегодня врача можно поднять из стационара, чтобы сразу на месте проконсультировать пациента, это очень удобно». Сейчас поликлиника обслуживает почти 40 тысяч жителей, это стало настолько привычным, что уже никто не вспоминает о разногласиях.
Когда это произойдет?
На данный момент Министерством здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области предоставлен разработанный проект распоряжения «О реорганизации учреждений здравоохранения в Ульяновской области», схемы маршрутизации пациентов, план работы объединенной лабораторной службы. Вопросы, связанные с реорганизацией обсуждаются в ЗСО с участием общественного наблюдательного совета, в который вошли представители регионального минздрава, медицинских учреждений и общественности. Так, 23 января в ЗСО состоялось очередное заседание Общественного Совета по реорганизации учреждений здравоохранения города Ульяновска под руководством заместителя Председателя ЗСО, председателя комитета по социальной политике Игоря Тихонова. На нем заслушали мнения руководителей некоторых лечебных учреждений Ульяновска, которые отчитались о проведенной разъяснительной работе среди персонала. Людей на местах волнуют вопросы оплаты труда по эффективным трудовым договорам.
Что касается реорганизации, то она начнется после подписания соответствующего Распоряжения губернатора Сергея Морозова и займет три месяца.
Светлана Александрова
От редакции: Реорганизация системы здравоохранения – это логичное с точки зрения проводимой федеральной политики мероприятие. Основных целей две. Первая – окончательно закрепить выстроенную вертикаль власти с целью ограничения влияния муниципалитетов во всех сферах жизни. Вторая является следствием тенденции по сокращению бюджетных расходов. Фактически, государство постепенно и достаточно последовательно демонтирует свои социальные обязательства в отношении тех жителей, которых принято называть “народом”. При этом, реорганизация не касается ведомственных учреждений здравоохранения. Проще говоря, лечить представителей привилегированных сословий будут так же, как и раньше. А вот простым людям во время реорганизации лучше, судя по всему, не болеть – массовые пертурбации персонала явно отразятся на качестве лечения.
правильно делает правительство и министерство!
в Ст Кулатке друг на друге сидят бухалтера,экономисты ,кассиры,расчетчики—ужаааас,на каждого медработника по 2,5 халявщиков,и зарплата то ведь у них какая-во много раз больше чем у нас-медсестер…а мы пашем,пашем…в ручную когда считали з.плату намного меньше было тих дармоедов-бухалтеров да всяких экономистов,а теперь готовая программа расчетов,нажать на клавишу-и все подсчитано–а бухгалтеров в разы больше…