Судя по опубликованным сегодня, 27 января, изменениям в городские целевые программы, массово принятые в октябре прошлого года в преддверии рассмотрения Городской Думой Ульяновска проекта бюджета на 2014 год, нас ожидает весьма непростое время – расходы по программам сокращаются не просто значительно, а катастрофически. Речь идет о переходе города из режима хоть какого-то развития в режим банального выживания. С чем это связано? С грядущим кризисом, прогнозы на который оказались более негативными, чем ожидалось? Мы считаем, что это не совсем так – город сам себе выкопал яму, причем без прямой привязки к наступающему кризису.
В последний день прошлого года мы проводили анализ и оценку долгов городских управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями. Изучив судебную практику, мы пришли к выводу, что только просуженных долгов у города насчитывается на сумму больше миллиарда. При этом мы анализировали лишь недавние судебные дела о банкротстве и об истребовании долга.
Для понимания порядка цифр приведем лишь данные за осень-зиму 2013 года лишь по просуженным долгам городских управляющих организаций перед “Волжской ТГК”. ОАО “Домоуправляющая компания Засвияжского района” – 97,3 миллиона рублей, ОАО “Домоуправляющая компания ж/д района” – 6,2 миллиона рублей, ЖСК “Комплекс” – 33,2 миллиона рублей, ТСЖ “Ульяновский проспект номер 2″ – 3,7 миллиона рублей, ООО “ЖЭК” – 3,56 миллиона и т.д. Общая сумма долга (напомним, лишь по судебным решениям за несколько месяцев) 22 управляющих организаций, практику по которым мы анализировали, значительно превышает 200 миллионов рублей. Еще печальней ситуация с промышленными предприятиями, некоторые из которых за тепло не рассчитываются месяцами, а то и годами.
Не намного лучше дела и с оплатой газа – по данным, озвученным губернатором на аппаратном совещании 27 января, общий долг муниципалитетов перед газовиками вплотную приблизился к миллиарду. И эта цифра наверняка не включает в себя просуженные и реструктуризованные долги, которые формально в отчетность не попадают. Не стоит и говорить, что весьма значительная часть этого долга – это долг Ульяновска. Если опираться, опять же, лишь на судебную практику, то общий объем долга города (включая частников) перед газоснабжающими организациями можно оценить в сумму не меньше, чем 300 миллионов рублей. И это будет лишь крайне осторожная оценка.
Задолжал город в лице своих муниципальных управляющих организаций и прочих МУПов и ОАО со своим участием и за электроэнергию. Точных цифр в данном случае предоставить не можем – общую задолженность мы не анализировали. Но порядок цифр наверняка будет тем же.
Даже самые консервативные оценки показывают, что общая сумма “коммунальных” долгов города вполне сравнима по порядку с городским бюджетом. Риторический вопрос “а куда же деваются деньги, которые жители исправно платят за “коммуналку”?” оставим в стороне и сосредоточимся не на причинах возникновения гигантских долгов, а на следствиях из этого факта.
Следствие же простое – Ульяновск, как говорится, “на крючке” у ресурсников. И это значит, что в ближайшее время город вынуждено будет находиться, фактически, под внешним управлением – кредиторам есть чем давить и есть что требовать.
Скорее всего, именно с этим и связаны резкие изменения бюджетной политики, связанные с максимальным урезанием городских расходов даже по базовым для Ульяновска целевым программам. С одной стороны на городские власти давят кредиторы, а с другой – повышенные социальные обязательства, вызванные необходимостью исполнения майских указов Президента. А ведь в ближайшее время за их неисполнение с вероятностью 99.9 процента будет введена уголовная ответственность. Выход из этой “вилки” власти, судя по всему, нашли в снижении затрат за счет жителей, отказавшись от очевидных схем наподобие отдачи за долги коммунальных сетей или банкротства управляющих организаций.
Конечно, времена, когда ресурсоснабжающие организации напрямую шантажировали город отключением тепла, прошли. Прямой апокалипсис с разморозкой систем отопления в минус 35 нам, скорее всего, не грозит, но, если в ближайшее время не будет найдено какого-то политического решения, этот и следующие годы у города будут очень тяжелыми. И тут самое время еще раз спросить куда делись те деньги, которые город оказался сегодня должен? И грустно усмехнуться в ответ…