Принят закон, позволяющий лишать водительских прав по медицинским показаниям. Сейчас аннулировать удостоверение может только суд. Зато здоровым и законопослушным водителям проходить медосмотр предстоит реже.
Среди многочисленных законов, подписанных в самом конце прошлого года, есть один, который касается всех без исключения водителей – №437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».
Согласно поправкам, проходить обязательное медицинское освидетельствование обязаны кандидаты в водители. Те, у кого права уже есть, должны будут его проходить только при обмене прав. Таким образом, законопослушным водителям, для которых права – не источник дохода, посещать медкомиссию придется не чаще одного раза в десять лет (срок действия водительского удостоверения). До сих пор они должны были по закону заглядывать к врачам на осмотр раз в два года. Другое дело, что мало кто придерживался этого правила, ведь наличие медсправок на дороге давно никто не проверяет. Исключение составляют лишь водители старше 60 лет – на них лежит обязанность проверяться у врачей каждый год.
Если водитель был лишен прав, для их возврата ему потребуется пройти медкомиссию только в том случае, если лишали его за пьянку или отказ от прохождения медосвидетельствования. Также к врачам придется наведаться и тем, кто попал под уголовную статью и был лишен права заниматься определенной деятельностью (управлением транспортным средством).
Водителям-профессионалам, то есть тем, кто работает за рулем, придется посещать врачей чаще. Для них предусмотрено предварительное освидетельствование при устройстве на работу. Периодическое освидетельствование – не реже одного раза в два года. А также предрейсовый и послерейсовый осмотры. От ежедневной процедуры освобождены лишь водители, которые работают в экстренных оперативных службах и чья работа связана с выездами по вызовам, то есть водители в полиции, «Скорой помощи», противопожарной службы. Послерейсовый осмотр должны проходить водители, чья работа связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов.
Обязательное медосвидетельствование отныне можно будет проходить не только в государственных медучреждениях, но и в частных клиниках. Однако обследование теперь нужно будет проходить в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо по месту пребывания водителя.
Впервые в законе прописан механизм аннулирования водительских прав в случае выявления у автомобилистов заболеваний, не совместимых с управлением автотранспортом. Если обнаружится такое заболевание у водителя-профессионала, действие прав будет сначала приостанавливаться на время медицинского обследования водителя и его лечения. Аннулироваться же они могут в случае подтверждения медицинских противопоказаний к вождению. Обычных водителей при выявлении противопоказанных заболеваний в заключении просто не допустят к управлению, а в ГИБДД на основании этого заключения не выдадут права.
Закон вступит в силу в марте. До этого времени Минздрав РФ должен утвердить порядок проведения освидетельствования, приостановления и аннулирования заключений, а также перечень заболеваний и состояний, при которых противопоказано управление транспортным средством, а МВД – порядок приостановления действия и аннулирования водительского удостоверения.
В настоящее время лишить права управления автомобилем опасных водителей может только суд. Обычно такие разбирательства инициирует прокуратура, однако проверки проводятся эпизодически и выборочно. К примеру, в прошлом году прокуратура Заволжского района выборочно проверила людей, официально стоящих на учете в областном наркодиспансере. Оказалось, что 52 наркомана имели водительские права. Они предоставили в ГАИ поддельные медсправки. Соответствующие иски были направлены в суд и удовлетворены. При проверке в Цильнинском районе были выявлены два молодых человека, стоящих на учете с диагнозами «наркомания опийная» и «хронический алкоголизм».
Заболевания, впрочем, не мешали тому и другому владеть водительскими правами категорий «В» и «С».
Вадим Пилюков