Представительному органу власти – 20 лет, и в связи с этой датой он похваляется тем, за что его, на мой взгляд, не хвалить бы надо, а разогнать.
20 лет исполнилось, наверное, многим органам власти в российских регионах, и в том числе Московской Городской Думе (МГД). К круглой дате МГД обнародовала информацию о своем главном достижении: за эти годы ею принято 1100 городских законов. «Офонареть!» – сказал бы я, если бы меня попросили приведенную цифру прокомментировать.
Кто-нибудь из депутатов МГД сможет, интересно, назвать хотя бы два десятка этих законов, сказать, о чем они, какие права и обязанности регламентируют? А ведь предполагается, что принимаемые законы должен знать каждый, ибо, согласно известному императиву, незнание закона не освобождает от ответственности. Не хочешь попасть впросак – изучай.
Что-то в нашем королевстве явно идет не туда, если парламенты превратились в фабрики по производству бумажного мусора. Думаю, до 90 процентов того, что напринимала та же МГД, это именно мусор, свидетельствующий не о героизме депутатов, а, скорее уж, об их безграмотности в вопросах законотворчества и права вообще.
Ну чем, в самом деле, могут быть эти 1100 московских законов? Либо постоянными переделками когда-то принятых документов, в которых обнаруживаются бесконечные недостатки, либо тем, без чего Москва вполне может обойтись, ведь даже мэр столицы Сергей Собянин наверняка провалит экзамен на знание законов города, которым руководит.
То есть они ему не нужны, а значит, не нужны и населению.
Но они – не просто горы макулатуры, а еще и гигантские деньги, идущие на обеспечение «деятельности парламентов». В них – тысячи депутатов, заседающих по пять, десять лет, а то и больше, как Владимир Платонов, который сидит во главе МГД уже 20 лет. Большинство из законотворцев получают зарплату, а по выходе на пенсию – повышенное денежное содержание. Это миллиарды, миллиарды и миллиарды. И тут что-то нужно менять. Кардинально.
Для той же Москвы значение имеют лишь бюджет и контроль за его исполнением. Все остальное регламентируется федеральными законами, которые нет никакой нужды дублировать на местном уровне.
Бюджет и оставить в ведении местного представительства. Разрабатывает эту смету исполнительная власть, и парламенты принимают ее, как правило, в том виде, в котором она заложена в проекте бюджета.
Депутаты в главном финансовом документе чаще всего ничего не понимают и не могут что-либо квалифицированно ни изменить, ни уточнить. Но если требуется, чтобы бюджет был «освящен» их голосованием – пусть. Они, работающие на общественных началах и в меньшем составе, раз в год могут собираться, чтобы смету прочитать и утвердить, и еще раз в год (или в квартал) для того, чтобы ознакомиться с ее исполнением. Эти их сборы им и оплачиваются. Но зачем тысячу законов в каждом субъекте федерации, а всего по России – 80000 с лишним? Безумие!
Артур Таниев