Почему банкротятся муниципальные компании-владельцы городских тепло- и электросетей?

Каждое шестое обращение в администрацию президента от граждан — это жалоба на ЖКХ. По словам главы АП Сергея Иванова, в среднем в администрацию за квартал поступает 39 тыс. обращений и жалоб на систему ЖКХ. Люди жалуются на то, что те деньги, которые они исправно платят за жилищно-коммунальные услуги, пропадают неизвестно куда. «Из-за непрофессионализма или недисциплинированности управляющих компаний деньги замораживаются или прокручиваются на счетах, а иногда и банально воруются», — добавил глава АП. Только регулярное недовольство президента в адрес местных властей пока, похоже, результатов не дает, и глава государства ввел в бой за наведение порядка в ЖКХ последний резерв. Недавно стало известно о поручении президента Владимира Путина «Генеральной прокуратуре, Следственному комитету и МВД РФ принять исчерпывающие меры по выявлению и пресечению правонарушений в деятельности организаций, занятых в сфере ЖКХ».

Сообщения о возбуждении уголовных дел против проворовавшихся руководителей ЖКХ появляются последнее время пугающе часто. За один день, пока готовится статья, таких сообщений может быть с десяток. В Волгограде вынесен обвинительный приговор по уголовному делу о растрате директором управляющей компании ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» Ильей Глинкиным свыше 32 млн рублей. В Чувашии бывший директор ООО «Управление ЖКХ» города Алатыря признана виновной в растрате. В Дегтярске возбуждено уголовное дело в отношении руководителя УК «Жилищные услуги населению». Но гораздо серьезнее частных случаев мошенничества — вошедшие в систему регулярные банкротства муниципальных компаний-владельцев городских тепло- и электросетей. В этих банкротствах бесследно исчезают миллиарды рублей задолженностей перед поставщиками тепла и энергии. Например, в Архангельской области задолженность потребителей перед ТГК-2 превышает 2,3 млрд рублей, сообщается на официальном сайте генерирующей компании. ЖКХ Карелии задолжало поставщикам услуг почти пять миллиардов рублей.

В отчаянии преодолеть порочную практику искусственных банкротств ОАО «Свердловэнергосбыт», например, даже составило антирейтинг территорий-лидеров по количеству банкротств коммунальных предприятий, говорится в сообщении энергосбытовой компании. Однотипные сценарии банкротств предприятий ЖКХ и передачи муниципальных коммунальных объектов новым организациям, созданным на месте банкротов, повторяются каждый год.

Очередная история развернулась в Ульяновске. Как стало известно газете «КоммерсантЪ», «в конце минувшего года комитет ЖКХ Ульяновска направил в управляющие компании ЖКХ города письмо, в котором «во исполнение поручения главы города» (Марины Беспаловой. — Ред.) просит руководителей компаний «рассмотреть возможность расторжения договоров на поставку энергоресурсов с ульяновским филиалом ОАО «Волжская ТГК». Входящие в состав ВоТГК ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 обеспечивают 65% суммарного потребления тепла и ГВС областного центра.

Председатель комитета ЖКХ Александр Черепан пояснил, что глава города предложила «изучить возможность использования альтернативных источников теплоснабжения». К альтернативным источникам он относит котельные (всего около 60), однако как к ним подключиться, пояснить не мог. Несмотря на то что управляющим компаниям было рекомендовано ответить до 27 декабря, пока ни одного ответа от УК господин Черепан не получил. Опрошенные «Ъ» директора УК от комментариев отказались, не желая портить отношения с горадминистрацией.

Прямые договоры с поставщиками тепла и ГВС позволяют УК исключить из денежной цепочки посредников в лице муниципальных владельцев сетей — «Теплокома» и «Городского теплосервиса». Деньги от УК поступают напрямую в ВоТГК, а уже энергетики оплачивают муниципальным посредникам расходы на транспортировку. Такая схема оплаты тепла и ГВС прозрачная и удобная.

«Какую цель преследовал комитет ЖКХ, не знает и замдиректора ульяновского филиала ВоТГК Игорь Журавлев. Однако он полагает, что одной из реальных причин «расширения конфликта между горадминистрацией и ВоТГК» могли быть исполнительные листы по судебным решениям к «Теплокому» и «Городскому теплосервису», из-за которых все платежи за транспортировку энергоресурсов уходят за долги и МУПы остаются без средств. «У города нет возможности рассчитаться с долгами, и, видимо, в этой ситуации конфликт им выгоден, потому что в противном случае нужны переговоры, требующие компромисса», — полагает господин Журавлев. По его словам, проблему долга можно решить, отдав муниципальные сети в компанию, объединяющую все теплосети, в том числе и ВоТГК, «но городские власти против этого», пишет «Ъ».

В ходе аппаратного совещания в администрации города Марина Беспалова обратилась к присутствующим: «Я вам официально заявляю: сети (принадлежащие МУП «Городская теплосеть», МУП «Теплоком» и МУП «Теплосервис». — Ред.) не будут переданы «Волжской ТГК» … На чужой каравай рот не разевай». Понять отчаянное нежелание муниципальных властей избавиться от головной боли в виде тепловых и электросетей мне трудно. Возможно, только предполагать, что на то есть другие причины, не известные широкому кругу лиц.

На сегодня, по данным энергетиков, сообщил «Ъ», долг «Теплокома» (перед ВоТГК. — Ред.) составляет более 800 млн рублей, «Городского теплосервиса» — около 1,2 млрд рублей, всего городские МУПы должны более 2,4 млрд рублей.

Среди крупных должников ульяновского «Городского теплосервиса» УК ЖКХ: ООО «ЦЭТ» (задолжало около 32 млн рублей), ООО «Строительная компания «Фундамент» (почти 79 млн), ООО «Истоки+» (порядка 4 млн рублей). Три УК накопили долгов перед «Городским теплосервисом» более чем на 115 млн рублей. Представляется, что в списке из 23 УК-должников среди компаний, имеющих объективные трудности с платежами получателям тепла, вполне могли затеряться и такие, деньги которых растворились в различных карманах.

Существуют разные способы решения подобных проблем. Если администрация в дальнейшем сумеет убедить УК расторгнуть прямые договоры с энергетиками и получать энергоресурсы от какой-то новой муниципальной структуры, созданной взамен старой, то возврат исчезнувших миллиардов рублей представляется весьма проблематичным. Юристы вынуждены признать, что отработанная на местах схема банкротств МУПов будет жить до тех пор, пока законодатель не подойдет более внимательно к вопросам регулирования ответственности органов местного самоуправления и их полномочий по управлению муниципальным имуществом. Похоже, что большой тройке правоохранительных ведомств будет чем заняться во исполнение поручения президента и сделать соответствующие выводы. Ведь поручения президента должны исполняться везде, и Ульяновск не исключение.

Не так давно губернатор области Сергей Морозов с гордостью сообщил, что объем инвестиций в области за последние пять лет вырос более чем в два раза. Но в сфере ЖКХ ситуация, на мой взгляд, выглядит прямо противоположной. Согласно исследованию, проведенному в конце прошлого года Центром стратегических исследований компании РОСГОССТРАХ, Ульяновск попал в четверку городов с самыми низкими оценками жителей работы ЖКХ.

На коммунальные «нововведения» главы Ульяновска Беспаловой накладываются бюджетные и социальные. Так, администрация Ульяновска планирует в этом году взять кредиты на сумму около 560 млн рублей. Складывается впечатление, что город из «режима хоть какого-то развития» может перейти «в режим банального выживания», такой грустный прогноз дают местные СМИ.

Минфин предлагает делать оргвыводы в отношении губернаторов тех регионов, где долги превышают 10% доходной части (по данным официального сайта правительства Ульяновской области, дефицит областного бюджета Ульяновской области — 3446711,2 тыс. рублей). Но, кроме бюджетной дисциплины, при оценке деятельности губернаторов на первый план все больше выходит стабильность социальной обстановки, в том числе в сфере ЖКХ. Небольшой запас прочности у Ульяновской области еще есть.

Анатолий Дмитриев