Современник выдающейся плеяды советских биатлонистов 70-80-х годов прошлого века, чемпион мира в личной гонке среди юниоров, а в дальнейшем успешный тренер – все это про Владимира АЛЕКСАНДРОВА. Скромный, совершенно не жаждущий внимания к своей персоне, Владимир Алексеевич редко дает интервью. Но по случаю собственного 60-летнего юбилея мэтр ульяновского биатлона согласился на беседу с корреспондентом «ЧЕМПИОНА».
– Владимир Алексеевич, расскажите поподробнее о своей победе на чемпионате мира?
– Это было в 1975 году в итальянской Антерсельве, где сейчас регулярно проводятся этапы Кубка мира. Спринтерская гонка на 10 км. Тренеры поставили меня в первую стартовую группу – на дистанцию уходил под вторым номером. Молодой был, неопытный, не понимал, что с такой позиции сложно бороться за высокие места. Но тогда чувствовал себя хорошо. Мы накануне чемпионата провели сбор на высоте – в грузинской Бакуриани, поэтому к среднегорью адаптировался. Ходом шел быстро, за счет этого в основном и выиграл. Тогда в биатлоне были классические ходы, «коньковую эру» я не застал. Кстати, там я впервые бежал на пластиковых лыжах Fischer. А стрелял тогда из боевой винтовки калибра 6,5 мм на расстоянии 150 метров. По разу промахнулся на обоих огневых рубежах, так что на штрафные круги пришлось зайти. Но за счет скорости отыгрался и стал чемпионом.
– На тех соревнованиях это был не единственный ваш старт?
– Еще бежал в эстафете 3х7,5 км, причем на последнем этапе. Финишировал тогда вторым. Вслед за соперником из ГДР. Всю гонку приходилось догонять. Мы с ним тогда стреляли точно. На лыжне разрыв сокращался, и будь дистанция подлиннее, мог бы достать его.
– А вообще, как складывался ваш путь в биатлоне?
– Благодаря брату занимался «гладкими» лыжами. По современным меркам очень поздно – после 10-го класса, мне тогда лет 16 уже было. Через год-другой я уже начал выигрывать на областном уровне. Потом призвали в армию, служил здесь – при техническом училище, бегал за местную команду. Там и стал осваивать биатлон, спасибо Киму Анваровичу Фархутдинову. Попал в сборную вооруженных сил. Потом были всесоюзные соревнования, стал попадать в призеры. И по результатам 1973 года меня пригласили в юниорскую сборную.
– Итак, в 21 год к вам приходит первый большой успех. Что же было дальше с вашей спортивной карьерой?
– После победы на первенстве мира меня включили во взрослую сборную СССР. Там я выступал с 1975 по 1978 год. Какие биатлонисты там были! Тихонов, Круглов-старший, Ушаков, Бяков, Елизарьев, Барнашев. Мой переход на взрослый уровень складывался почему-то тяжело. Не знаю, может, дело было в психологии. Конкуренция-то была высочайшая. На тренировках получалось хорошо, а во время стартов «перегорал». А может, повлиял тот факт, что рано женился – в 22 года. Результаты были не очень высокими: то 20-й, то чуть выше, то чуть ниже. Ну и в 1980 году принял решение «завязать». Когда все уже перекипело, я закончил физкультурный институт в Москве. Сначала тренировал при облсовете ДСО, потом перешел в ЦСП, а сейчас работаю в комплексной специализированной ДЮСШ, тренировки проводим на биатлонной базе в Винновской роще.
– А была альтернатива реализовать себя на другом, не спортивном поприще?
– К спорту я был привязан, поэтому о чем-то другом не думал. После того как закончил выступать, режим во многом сохранился, как помощник тренера постоянно выезжал на сборы.
– В 90-е годы вы работали старшим тренером сборной Ульяновской области. В то время среди ваших подопечных были спортсмены высокого уровня?
– Каких-то особо выдающихся биатлонистов у меня не было. В пределах чемпионата Союза, а потом России были призеры. Были те, кто выполнял норматив мастера спорта, например, Рашид Мубаракшин, Сергей Федоров.
– Как сегодня оцените условия для развития биатлона в Ульяновске?
– По сравнению с ведущими центрами в Удмуртии, Тюмени, Красноярске как очень слабое. Хотя сейчас в Заволжье стараниями Юрия Охотникова построили современное стационарное стрельбище на 30 установок. Есть и подходы к нему, также заасфальтировали лыжероллерную трассу. Все это будет большим подспорьем в подготовке.
– В преддверии зимних Олимпийских игр не могу не спросить о нашей биатлонной сборной. Дадите свой прогноз на Сочи-2014?
– Сами прекрасно знаете, какая нынче конкуренция. У мужчин есть несколько самых стабильных, таких как Мартен Фуркад и Свендсен. Остальные почти в равной степени могут претендовать на награды, в том числе и наши. Но конкретные имена называть не буду. Ведь биатлон – как лотерея. В женской сборной ситуация тревожная. Уже третий сезон ходом россиянки выглядят очень слабо. Не знаю, как тренировал Пихлер, но такое ощущение, что он их просто перегрузил. Посмотрим, что будет в Сочи. Считаю, что у мужчин шансы выше. А в эстафете способны побороться и те, и другие. Надеюсь, что совместными усилиями удастся завоевать 2-3 золотые медали.
Александр АГАПОВ