Ульяновск резко сокращает бюджетные траты, переверстывая бюджет и муниципальные целевые программы. Как выясняется, не зря – недоимка по налоговым доходам в январе достигает 40 процентов.

По данным финансового управления администрации Ульяновска, налоговые доходы в январе 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сократились на 39 процентов, или на 83,4 миллиона рублей в денежном выражении.

И это при том, что в начале прошлого года бюджетные доходы увеличивались на 1,2 процента.

Основная часть неплатежей – 48 миллионов рублей – приходится на земельный налог. Сокращение объема поступлений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) – минус 17,3 миллиона рублей – говорит о сокращении числа рабочих мест и об уводе заработных плат в тень. Снижение предпринимательской активности сказалось на недоборе единого налога на вмененный доход (ЕНВД) минус 16 миллионов рублей.

На прошлой неделе в ходе городского аппаратного совещания глава администрации Ульяновска Сергей Панчин охарактеризовал ситуацию как «очень серьезную». Он призвал сотрудников финуправления и КУГИЗ «работать в более жесткой форме» и «поправить тех руководителей, которые пытаются различными уловками уйти от налогов».

– Активизируйте работу по инвентаризации земель и объектов недвижимости. У нас много строений, которые не введены в строй, но используются, с них не платятся налоги. Ежегодно в городе около двух миллиардов рублей уходят мимо казны, – отметил чиновник.

Сокращение доходов в наступившем году скажется на расходах. На днях руководством города были подготовлены проекты поправок в действующие муниципальные целевые программы. Больше всего планируется урезать расходы на ремонт дорог и обеспечение безопасности дорожного движения. Согласно принятой в прошлом году программе, в 20142016 годах город на эти цели должен был направить 2,6 миллиарда рублей, однако подготовленные поправки сумму урезают более чем в четыре раза – до 642,8 миллиона рублей. В этом году на ремонт дорог предлагается направить всего 14 миллионов рублей вместо изначально запланированных 470 миллионов. В итоге до 2016 года вместо 30 километров дорог в Ульяновске будет отремонтировано лишь полтора километра, а вместо трех тысяч новых дорожных знаков будет установлено 600. Из программы вовсе вычеркнуты расходы на содержание автодорог и восстановление ливневой канализации, о необходимости которой власти так много говорили после проливных дождей летом прошлого года.

Более чем втрое (с 671 миллиона рублей до 200 миллионов) готовы сократить расходы бюджета на ЖКХ. Это означает, что в 2014-2016 годах не будет выполнена большая часть мероприятий по благоустройству дворовых территорий, утилизации отходов во время субботников, теплоснабжению, сносу аварийных домов, установке приборов учета, противопожарной защите домов и тому подобное. Изначально на реализацию трехлетней программы закладывалось 1,78 миллиарда рублей. Планировался, в частности, капитальный ремонт более 150 крыш и более 30 фасадов, замена лифтов в многоэтажных домах, капитальный ремонт источников теплоснабжения и тепловых сетей, формирование электронных паспортов для объектов жилого фонда. Теперь, видимо, обо всем этом придется забыть. Выделяемых средств хватит лишь на капремонт нескольких жилых домов, организацию консультаций и юридической помощи населению (по этой строке расходы планируется увеличить почти в два раза – с 41,4 тысячи до 81,3 тысячи рублей), а также организацию захоронений и содержание кладбищ.

Под нож пущена и программа благоустройства города – вместо 1,7 миллиарда теперь предлагается ограничиться 785 миллионами.

Большая их часть (причем уже в этом году) будет направлена не на модернизацию системы освещения города, как предполагалось ранее, а на «приведение в нормативное состояние 100 процентов оползневого склона Волги в черте города». Остальных денег в казне хватит, чтобы поддерживать в соответствии с правилами часть городских улиц: 85 процентов по уборке и 65 процентов – по освещению.

Обновление подвижного состава общественного транспорта также предлагается отложить до лучших времен, то есть минимум до 2017 года. Ранее, согласно принятой программе транспортного обслуживания населения (общий объем финансирования – 2,9 миллиарда рублей), в ближайшие четыре года планировалось закупить 45 низкопольных трамваев и 26 троллейбусов с возможностью автономного хода.

При этом шесть новых трамваев и два троллейбуса должны были выйти на линию в этом году.

Теперь планируется закупить лишь 20 трамваев и 20 троллейбусов, причем лишь в 2017 году.

С 2014 года должно было начаться внедрение электронных табло на остановках, системы мониторинга и контроля за работой общественного транспорта, электронной системы оплаты проезда и обследования пассажиропотока, оснащение системой спутникового слежения трамваев и троллейбусов. В 2014 году на реализацию программы планируется потратить лишь чуть более 300 миллионов рублей, что в два с лишним раза меньше намеченного ранее. Почти все эти деньги пойдут на субсидирование перевозок городским транспортом льготников и оплату лизинговых платежей за ранее приобретенный транспорт.

В 2015 году планировалось начать замену элементов путевого хозяйства и ремонт рельсовых путей. Кроме того, закладывались финансы на строительство новой трамвайной линии в районе микрорайона «Искра». Теперь все это тоже отодвигается минимум до 2017 года.

Дмитрий Минаев