Как известно, с первого января текущего года на территории России вступил в действие закон «О федеральной контрактной системе». В отличие от своего «предшественника» он имеет много особенностей.
В Управлении ФАС России по Ульяновской области поясняют, что целью контрактной системы является внедрение единого цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов. По замыслу авторов законопроекта она должна обеспечивать качество поставляемых товаров, работ и услуг. А также эффективное использование ресурсов, надёжное управление технологическими и экономическими рисками и существенное снижение коррупции в этой сфере.
По словам руководителя Ульяновского УФАС Геннадия Спирчагова, главное отличие ФЗ-44 состоит в том, что в нём описан полный цикл осуществления закупки, начиная с её планирования и заканчивая аудитом. Одним из нововведений можно назвать передачу части полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере в части планирования, обоснования цены контракта Росфиннадзору. Помимо этого, выбор способа покупки теперь будет привязан к общегодовому объёму доведённых лимитов. При этом лишь небольшая часть объёма бюджетных средств сможет расходоваться без проведения конкурентных процедур, в том числе контракт до 100 тысяч рублей.
«К приходу» 44-ФЗ готовились. Ещё в декабре минувшего года в Ульяновском государственном университете прошёл набор на курсы повышения квалификации Управления ФАС в рамках работы кафедры «Организация закупок и защиты конкуренции». Кафедра, отметим, стала первой совместной кафедрой УлГУ с органами государственной власти.
Необходимость обучения профильным законам Федеральной антимонопольной службы объясняется сразу несколькими причинами. Во-первых, с 2014 года вся сфера государственных закупок перестраивается в соответствии с требованиями ФЗ-44, который уже сейчас порождает у участников процесса закупок множество вопросов.
Во-вторых, непосредственное участие в работе кафедры сотрудников Управления ФАС, федеральных органов власти, регионального правительства, местного самоуправления, профильных учреждений позволяет слушателям курсов не только получать теоретическое образование, но и знания по судебной практике и практике контрольно-надзорных органов. Таким образом, интеграция образования, науки и производства становится одним из важнейших условий повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием. «Правильное понимание требований федеральных законов, – отмечает Геннадий Спирчагов, – является залогом профилактики возможных правонарушений».
Виктор Никитин