Михаил Белый
Директор Ленинского мемориала уволен за торговлю шубами в здании музея.
В Ульяновске по требованию губернатора Сергея Морозова уволили директора Ленинского мемориала Эдуарда Шабалина. Главе региона не понравилось, что на территории музейного комплекса была организована выставка-продажа шуб. Представители местной общественности возмущены губернаторским решением, а эксперты утверждают, что подобная коммерческая деятельность — подчас единственная для учреждений культуры возможность выжить.
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в понедельник уволил директора легендарного Ленинского мемориала Эдуарда Шабалина: главу региона возмутило, что на территории музея ведется торговля изделиями из меха. Еще в конце минувшей недели он публично заявил: «Если в течение недели это не прекратится, Шабалин будет освобожден от занимаемой должности». Однако угроза была реализована куда более оперативно. Уже 10 февраля Шабалин сообщил, что его уволили. В министерстве искусства и культурной политики области подтвердили, что трудовой договор с Шабалиным расторгнут в понедельник.
«Официальная причина – организация выставки-продажи шуб. Именно на это осерчал губернатор. О других причинах лично я ничего не знаю», — сообщил «Газете.Ru» Шабалин.
При этом он отметил, что был фактически единственным руководителем из всех местных учреждений культуры, который не ходил к главе региона «клянчить деньги».
«Мы как могли пытались зарабатывать сами. Например, отремонтировали туалеты. Хотя всем совершенно очевидно, что здание нуждается в капитальном ремонте», — сказал Шабалин.
По его словам, на содержание центра из местного бюджета уже много лет не выделялось ни копейки. «У нас выделяются деньги на коммуналку, зарплату коллектива, на полицию и на элементарные расходы типа вывоза мусора, — пояснил Шабалин. — Но денег даже на то, чтобы поменять лампочку, мыло в туалете или туалетную бумагу, никто в течение последних двадцати лет не выделял. Я уж не говорю о чем-то более масштабном – о ремонте или закупке нового оборудования». Он также подчеркнул, что многие музеи вынуждены заниматься коммерческой деятельностью: «Все то, что не противоречит законодательству, допустимо. Этим пользуются абсолютно все музеи в мире».
Шабалин подчеркнул, что «все, что вкладывалось в ремонт и реализацию тех или иных новаторских идей, – это только заработанные деньги, внебюджетные доходы учреждения».
По информации источника «Газеты.Ru» в областном правительстве, причина увольнения – неоднократные неисполнения поручений главы региона.
Ульяновский краевед, доцент Ульяновского госуниверситета Сергей Петров убежден, что «дело явно не в шубах». «В мемцентре проводилось множество выставок, от кошек до шуб. Под Шабалина давно копали очень серьезно. Возможно, дело в том, что он не приветствовал изъятие Ленинского мемориала под какой-то не очень понятный музей СССР, на создание которого планировалось выделить колоссальные средства», — предположил в разговоре с «Газетой.Ru» Петров. При этом он признал, что «Шабалин умудрялся зарабатывать деньги на поддержание музея».
В то же время краеведу представляется странным, что в находящемся напротив мемориала Доме офицеров, ныне являющемся Центром патриотического воспитания, постоянно проводятся аналогичные выставки. «Там даже сауна есть, однако это никого почему-то не смущает», — недоумевает Петров.
Выставки-продажи шуб проводятся в Ленинском мемориале не от хорошей жизни, заявил «Газете.Ru» лидер ульяновских коммунистов, депутат областного парламента Александр Кругликов. «Региональные власти просто бросили культуру. Поэтому ей приходится выживать. Вот попытались торговать там шубами, но тут же ударили по рукам. Тогда где же выход?» — спрашивает Кругликов. Он признался, что торговля меховыми изделиями на территории музея ему «не очень нравится». Вместе с тем, отметил он, других вариантов у музейщиков просто-напросто нет. «Мемориал разваливается на глазах, там падают плиты, он ветшает. Но власть закрыла на это глаза», — добавляет депутат.
Представители экспертного сообщества признают, что речь идет об обычной практике. «Все напрямую зависит от финансирования учреждений культуры. Если все хорошо, то вряд ли кто-то захочет развивать бурную коммерцию, — пояснил «Газете.Ru» член совета московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Михаил Малинин. — Очень жаль, что в Ульяновске принято такое решение. Просто есть опасность, что мемориал может быть полностью разгромлен. Никакого криминала в торговле шубами лично я не вижу».
Эксперт также не исключил, что «гигантские площади музея могли кому-то понадобиться». «К сожалению, такое сегодня происходит очень часто. Очень вероятно, что добрались и до мемориала», — говорит Малинин.
«Сегодня большинство музеев подталкивают к заработку денег любыми способами, — заявил «Газете.Ru» директор Музея-заповедника Михаила Шолохова Александр Шолохов. — В нашем музее, например, скоро откроется выставка-продажа оренбургского платка. Это что, тоже криминал? Меховые изделия, кстати, подчас тоже являются предметами искусства». По его мнению, если запрещать музеям продавать что-либо, то «недолго дойти до полного абсурда».