По итогам бурного обсуждения увольнения Эдуарда Шабалина хочется расставить точки над “i”, еще раз пояснить нашу позицию и заодно ответить на ворох внезапно появившихся анонимных комментариев в поддержку экс-директора Мемориала, хоть все они и отправлены всего с двух айпи. Отметим очевидное: за шубы не увольняют. Увольняют за организационные провалы, за игру в свои личные ворота, за игнорирование общих интересов, прямое и хроническое наплевательское отношение к мнению руководства. За потребительское отношение к культуре, к Ульяновску и его истории, за игнорирование общественного мнения. Шубы стали поводом, своего рода символом временного торжества частно-коммерческого интереса над общим делом. Шабалин-весь олицетворение 90-х, с их дешевыми понтами, хамством, галереей личных авто, золотыми цепями и личными подписями во всю стену. Удивительнее другое: как смог этот человек столько задержаться на такой знаковой должности. Надеемся, что новый руководитель Мемориала, кто бы им ни оказался, будет понимать, что Мемцентр -это не просто здание в центре города. Это дорогой сердцу каждого ульяновца символ, которым привыкли гордиться. У бывшего уже директора были другие “горизонты”. Не та система координат. Он и теперь этого не понимает, в чем можно убедиться, прочитав его комментарии в публикациях последних дней. В них он упорно оппонирует губернатору, продолжая гнуть свою линию спасительной роли шуб и сетуя на то, что с его увольнением придется свернуть ряд “мега-проектов”. Кивает на “десятки ртов, которые хотят кушать и получать зарплату”. И совсем уж мелко и непонятно зачем врет, что о пятничном последнем предупреждении губернатора узнал из нашей прямой трансляции (хотя в это время сидел в пяти метрах и смотрел Морозову в глаза).

А теперь по пунктам.
О рухнувших мегапроектах, цитируем:
“Думаю, эти проекты погибли. Наверняка, у нового руководителя будут совершенно другие цели и задачи”, — пояснил Шабалин.
Разберем все (за десятилетие руководством Мемцентром на разных должностях):
Однокомнатная выставка оружия, принадлежащего, напомним, лично господину Шабалину, экспонируется в мемориале уже не первый год. «Проект» – в том чтобы сделать ее передвижной. По нашей информации, хранение и обслуживание такой выставки — дорогое удовольствие (нужен особый микроклимат, спецоборудование и охрана), поэтому ее постоянное экспонирование на площадях Мемориала по оценкам экспертов позволяет Шабалину экономить порядка 150 тысяч рублей в месяц (столько придется тратить, если хранить оружие дома).
Ретро-автомобили, выставку которых Шабалин собирался открыть этим летом, тоже принадлежат ему. По нашим сведениям, это 6 экспонатов. Вместе с автопарком основных авто (Ауди ТТ, Гелендваген, БМВ Х5) гаражом для них используется подвал Мемориала. Хороший у человека бизнес: каждое ретро авто по оценкам спецов стоит от 1,2 млн и приведение каждой в божеский вид потребовало тоже не менее миллиона. Оценочно весь автопарк – ну пусть скромно: 20 млн руб.
Эта экспозиция ретро-автомобилей, кстати, называлась в качестве одной из причин, по которым Мемориал необходимо остеклить. О Мемцентре как застекленной лоджии, разрушающей весь замысел создания комплекса, все уже высказались.
И с виртуальным, больше похожим на бред, прожектом трех подземных этажей под Мемориалом с увольнением Шабалина мы тоже расстаемся.
“Эти проекты погибли”. Вместе перекрестимся и спокойно вздохнем.

В своих комментариях журналистам в эти дни Шабалин делает упор на самодостаточность Мемориала. Мол, шубы и “непрофильные мероприятия” позволяют проводить кое-какой ремонт и, внимание, не клянчить у губернатора дополнительного финансирования текущих расходов – на туалетную бумагу, мыло и лампочки. Так как финансовый отчет о деятельности автономного учреждения культуры “Ленинский Мемориал” на его официальном сайте так и не опубликован (хотя закон этого требует и мы направили в прокуратуру соответствующее обращение), попробуем посчитать сами (естественно, цифры из-за конспирации руководства Мемцентра приходится приводить примерные).
Допустим, в Мемориале проводится по две вип-свадьбы в месяц. Каждая обходится брачующимся по 745 тысяч (согласно прайс-листу, который мы получили в ответ на соответствующий запрос). Плюс корпоративные вечеринки. В сумме за вычетом всех гипотетических расходов чистый доход фирм – ”партнеров Мемцентра” – не менее миллиона в месяц (ну очень скромно).
Концерты. Если приезжает звезда уровня Лепса-Киркорова, то билет на концерт в среднем стоит 4,5 тысячи рублей. В БЗЛМ 1200 мест (не считая приставных), наполняемость на таких концертах обычно стопроцентная, то есть за билеты выручается почти 5 с половиной миллионов. Вычтем гонорар артиста (максимум 3 миллиона) и всевозможные сопутствующие расходы. Как минимум 2 миллиона прибыли в кармане. Такие концерты проходят примерно раз в два месяца, концерты попроще случаются чаще и в среднем приносят, допустим, 500 тысяч прибыли (говорят, за меньшую сумму Шабалин концерты организовывать просто не берется). Итого примерно 2 миллиона в месяц фирмы-прокатчики, принадлежащие Шабалину, имеют с концертной деятельности.
Разовые мероприятия без банкета (форумы, съезды и конференции) случаются как минимум 2 раза в месяц и приносят по 150 тысяч. При этом Мемориал особых расходов не несет – предоставляются только площади и оборудование. При этом надо понимать, что большинство этих форумов проводят областные министерства и тратят на них бюджетные деньги. То есть для того, чтобы провести в Мемориале (областном учреждении), скажем, форум социальных работников, приходится платить Шабалину (через фонд поддержки Ленинского Мемориала) деньги из областного бюджета.
Детские новогодние елки по 300 рублей с человека проходят дважды в день в течение 3 недель в декабре-январе. В фойе во время елок подрабатывают фотографы, аниматоры и прочие развлекатели, которые платят за аренду. Если каждую елку посещает хотя бы 1000 человек, то за все праздники это 12 миллиона выручки. После оплаты труда актеров и прочих сопутствующих расходов (допустим половина) порядка 10 миллиона все же остается.
Доходность выставок, кинозала, услуг по организации питания, которые в Мемориале тоже оказывались, организации выпускных вечеров не поддается даже приблизительному подсчету, поэтому скромно предположим, что это 300 тысяч в месяц.
Ярмарки меха, судя по упорству, с которым они проводились, приносили немало. Арендная плата, по нашим сведениям, 1000 рублей за квадратный метр в месяц. Площади сдаются все время разные, но в среднем примерно 150 метров. Выходит, еще 150 тысяч в месяц (не круглый год, но месяцев 8 в году точно). Кстати совершенно некритическая сумма – похоже вцепился в эти несчастные шубы Эдуард исключительно из за желания что то кому то доказать. Доказал губернатору.
Так что не зря мы говорили о целом холдинге. Итого по самым наискромнейшим и приблизительным подсчетам холдинг “Ленинский Мемориал” приносил Шабалину и его команде около 5 миллионов рублей в месяц. На что они тратились?
Доподлинно известно, что в бытность Шабалина директором в Мемориале отремонтировали туалеты (правда, нам рассказывают, что и на это шли бюджетные деньги) и оборудовали музейную часть системой кондиционирования. Еще исправно закупались лампочки. И мыло. И туалетная бумага. Изредка мелким тиражом (вопрос еще кем) издавались книги. Очевидно, что доходы значительно превышали расходы. Так где деньги, Зин???
– У меня в подчинении десятки «ртов». Они хотят кушать, получать зарплату… , – цитируют Шабалина наши коллеги с портала Ulnovosti.ru. Но какое отношение к этому имеет Шабалин? Эти “десятки ртов” получают зарплату из бюджета. Кстати, кое с кем из бывших сотрудников Мемориала нам довелось пообщаться. Человек, прямую речь которого приводим ниже, пожелал остаться неизвестным, но не доверять ему у нас нет оснований.

– Работал в Мемориале научным сотрудником. Получал зарплату из бюджета – 5300. При этом, как и другие сотрудники, занимался непосредственной организацией коммерческих выставок, приносящих доход Мемориалу. Однажды готовил выставку, которая принесла доход 480 тысяч рублей за месяц. Обратился к Шабалину с просьбой назначить премию – отказал. Когда шли новогодние елки, пожилые гардеробщицы практически жили на работе – находились в Мемориале с 5 утра и до полуночи. Тоже попросили премию, хотя бы по тысяче (а зарплата у них минимальная) – Шабалин и им отказал с формулировкой “Нет, а то бедным один раз дай – замучают ходить”. Никакие образовательные выставки не пропускались, только те, на которых можно заработать. Выглядело это примерно так:
“Уважаемая *** ***!
В преддверии Олимпийских игр в Сочи в 2014г. в музее Ленинского мемориала планируется создание выставки «Ода спорту». Это будет совместный проект Министерства искусства и культурной политики, Министерства образования, Департамента физической культуры и спорта. Документы, фотографии, предметы, инсталляции, представленные на выставке, раскроют историю Олимпийского движения, участия спортсменов СССР, России и их побед в Олимпийских играх современности, а также спортивные достижения Ульяновской области. Открытие выставки планируется в январе 2014 г., затем передвижной вариант будет экспонироваться в школах города и области, СУЗах, ВУЗах. Просим Вас рассмотреть вопрос о финансировании создания данной выставки.”
Письма подобного содержания рассылались различным начальникам. Авось кто-нибудь и даст денег…
С Шабалиным никто из музейщиков и разговаривать не хочет. С интеллигентными женщинами, научными сотрудниками, женщинами разговаривает матом противно его слушать…

И в заключение проясним свою позицию относительно зарабатывающей культуры. Культура безусловно может и должна зарабатывать. Но при этом очень важно, чем зарабатывает культура. Одно дело – концерты и выставки, конференции и семинары, и совсем другое – шубы, свадьбы и пьяные корпоративы. Должна быть четкая грань. Та самая, которой не видел Шабалин. Очень емкий комментарий по этому поводу дала “Национальному эксперту” председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева:
– “Музеи, в соответствии с уставом, имеют право на работу, которая может приносить дополнительный доход < ....> Главное, чтобы коммерческая составляющая не затмила суть музея. А если коммерческая часть сводится к популяризации культурного наследия, то она еще и приветствуется. На базе музея можно делать даже платные лектории. Если способы заработка адекватны, почему бы и нет”.
Именно с такой позицией на последнем совещании согласился губернатор.
Потому что иначе это уже не культура.
Пожелаем успехов новому руководству Мемцентра.