Если вы пользуетесь услугами почтовой связи, вы меня поймете.
Мое почтовое отделение находится в здании Главпочтамта на улице Гончарова, на первом этаже. Если отправлять, например, заказное письмо – первая дверь налево. Там же получение бандеролей.
Получать письма – дверь направо. Хоть в ту, хоть в другую иду со страхом, поскольку знаю, что попаду в какую-то вязкую, безысходную обстановку. У стойки отправления писем всегда очередь, небольшая, но безнадежная.
Стоят люди в основном, видимо, со служебными письмами, которых пачки. Принимает их один оператор. На каждое надо наклеить марки, внести какие-то записи о нем в компьютер, проштамповать, зафиксировать сумму оплаты. Потом второе, третье… И так штук тридцать от одного посетителя. В конце он отдает деньги, ему – сдачу. Следующий!
Девушка-оператор работает как пчела. Наклеивает, щелкает по клавишам компьютера, штампует, щелкает по клавишам кассового аппарата, принимает деньги, выдает сдачу.
Вторая пчела – на стойке справа от входа. Там – выдача бандеролей.
Нужно объяснить клиенту, где и что писать в извещении, что-то набить на компьютере, найти бандероль, принести ее, проверить корректность заполнения извещения, указать на ошибки, принять исправленное, выдать бандероль, расписаться о выдаче, архивировать извещение. Следующий!
И там, и там всегда только по одному оператору. Посетители всякие, но по большей части нервные.
Начинается шум: «Девушка, что за безобразие, час с двумя письмами стою!». – «Я одна».- «А где другие? Позовите начальника!». Приходит начальница, получает свою порцию негатива от раздраженных клиентов, выслушивает, уходит. И так каждый день. Вот здесь и требуется, на мой взгляд, вмешательство Государственной инспекции по труду, поскольку налицо использование рабского труда: сколько я там ни бываю, ни разу не видел, чтобы операторы вставали и уходили, извините, например, в туалет. Или пить чай. Им некогда даже головы поднять. А тут еще и грубость посетителей, у которых своя правда. Получают эти женщины, наверняка, гроши и давно бы плюнули на эту каторгу и ушли, но уходить в нашем городе некуда, чем, вероятно, и пользуется их работодатель в лице ФГУП «Почта России», порезавший все штатные клетки, какие только можно. И даже какие нельзя.
Оптимизация – понятное дело, но всему ведь бывает предел. Почтовая связь – не шабашка, а государственная и социальная функция, и государство не должно устраивать на своих рабочих местах потогонную систему и эксплуатировать рабский труд.
Причем в ущерб клиенту и интересам дела. Я почему упомянул в заголовке и полицию? В день эти женщины-операторы приносят учреждению, по поим оценкам, по нескольку тысяч рублей. В месяц – по 50-60 тысяч каждая. Вот и посмотрели бы, куда уходят и эти деньги, и деньги, сэкономленные на сокращенных штатных единицах. Если они идут на зарплату руководства, то есть вопрос, есть предмет для расследования и уголовного дела. Сколько же в самом деле этому самому руководству можно измываться и над своим персоналом, и над посетителями?
Артур Таниев