Костишко Борис Михайлович, ректор Ульяновского госуниверситета, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой.
Профессор Костишко- специалист в области высоковакуумной техники, спектроскопии и полупроводниковой технологии. Был руководителем и участником многих проектов и программ в области высшего образования. Опубликовал более двухсот научных и учебно-методических работ.
Борис Михайлович активно участвует в организации Корпоративного института высоких технологий в авиа- и автомобилестроении, в формировании и реализации программ по вопросам строительства, экономики, высоких технологий, использования современных средств обучения.

– Борис Михайлович, в свое время открытие университетского центра в Ульяновске было воспринято прежде всего явлением еще одной ступеньки вверх в системе высшего образования( после уже имеющихся в городе таких вузов,как педагогический, политехнический, сельскохозяйственный.
Это состоялось?

– Я бы не говорил про «ступеньку вверх». Объективно все вузы в Ульяновской области хоть и очень разные, я бы даже сказал эксклюзивные, но все они хорошие Alma Mater для своих студентов. Какие-то кажущиеся противоречия между студентами и преподавателями – это аналог шутейного противостояния лириков и физиков. Людям свойственно считать свою организацию более «крутой» и тем самым «крутеть» вместе с ней. Я, если откровенно, считаю, что студент просто обязан любить свой университет. Иначе, зачем он в нем учится? Из мазохистских настроений? При этом, понятно, проблемы и слабые стороны есть даже у самых выдающихся университетов, но для нормального выпускника все равно самыми яркими воспоминаниями остаются студенческие годы в своем родном вузе.

– Мне вспоминается, что с самых первых лет своих существований, университеты ( как отечественные- так и европейские вообще) воспринимались обществом и государствами еще и как просто центры общей, можно сказать — мировоззренческой культуры. Университеты «выдавали на гора» не только выдающихся деятелей науки- но и первоклассных поэтов, писателей, скульпторов, драматурнов. Говоря проще, университеты испокон века становились некими катализаторами культурного созидания в самом широком смысле этого слова.
Как вы полагаете, УлГУ пошел той же дорожкой? То бишь – наука шагает рука в руку с культурой? Особенно сегодня, в объявленный в РФ «Год культуры»?

– Ульяновский государственный университет, несомненно, состоялся. Я бы сказал, состоялось чудо. Особенно если вспомнить, в какое время университет строился и в каких условиях развивался. Может быть, как раз это постоянное преодоление сопротивления и привело к тому, что УлГУ стал одним из самых активно развивающийся вузов в нашей стране. Вообще, в высшем образовании сейчас отмечается такая тенденция; есть старые (200-800 лет) и заслуженные вузы, на которые уже работает их «зачетка», а рядом появились и успешно конкурируют вузы-«выскочки» возрастом как раз в 20-40 лет. И в рейтингах, и по сути эти вузы уже сравнимы, а иногда «выскочки» выглядят даже более предпочтительно именно из-за динамики развития, которая синхронизируется со все нарастающими темпами развития современной науки. Сейчас бежать медленно нельзя – сразу отстаешь.
Кроме этого, появление УлГУ обогатило Ульяновскую область. У студентов появилась потрясающая возможность учиться в университете, построенном по традициям и с духом главного вуза страны – МГУ им. М.В.Ломоносова, у ученых – реализовывать самые серьезные государственные мегапроекты. Вообще классические университеты представляют собой уникальные образования: широкий набор специальностей и специалистов из разных областей знаний позволяет заниматься решением не только узкопрофильных задач, но и исследованиями на стыке наук. Ну, а студентам – общаться и учиться у корифеев в разных областях знаний.
– Университеты изначально были все классическими (их иначе называли философскими) и создавались не только для передачи знаний, но и для воспитания. Для сегодняшнего читателя прозвучит странно, но длительное время в вузах не занимались наукой – генерация знания была запрещена, можно было только учить уже известному. Вообще история этого вопроса очень интересна. Первые университеты в Европе возникли в XII веке и пользовались потрясающими правами. Достаточно сказать, что в то время сотрудники и студенты не могли даже привлекаться к суду местности, в которой находился вуз. В Университетах были свои суды. Этим самым власти признавали исключительную роль университетов в жизни государства и общества. В настоящее время все, конечно, не так, но некоторая, по крайней мере, духовная автономия в университетах сохранилась.
Ульяновский государственный университет является классическим вузом новой формации. Это заключается в том, что изначальное название философский или принятое в России – гуманитарный, к нам в принципе не подходит. Более трети наших направлений подготовки естественно-научные или инженерные. А еще треть в советские времена даже обнаружить в классических вузах было невозможно. К ним относятся и специальности культуры и искусства. Я, кстати, с удивлением узнал, учась в МГУ, что многие московские театры «выросли» из студенческого театра моей родной Alma Mater. Хотя театральных направлений подготовки студентов в МГУ не было – просто очень творческие молодые ребята учились. Им было тесно в рамках только своей специальности. Обычными были студенческие спектакли, капустники, театральные фестивали. Эти традиции сохранились и в УлГУ, тем более, что у нас есть профессионалы – Факультет культуры и искусства. И, кстати, про дружбу науки и искусства. В наше время не очень понятна граница, их разделяющая. Наши ученые создают потрясающие картины наномира. Этими картинами, полученными при помощи зондовых микроскопов, можно даже полюбоваться в интернете. А люди искусства не могут обойтись без хайтека. У нас в университете, например, работает студенческая дизайн-студия под названием «Ангар», в которой самое современное полиграфическое оборудование. И, кроме этого, они имеют возможность создавать в 3D свои собственные дизайнерские разработки и тут же, в соседнем кабинете, их «распечатывать» на 3D-принтере или запускать в производство на установках фирмы DMG, которые также стоят рядом. А телевизионная студия университета? Аппаратную студии вполне можно снимать в каком-нибудь фантастическом фильме про космические полеты. И при этом управляют там совсем не физики, а студенты-журналисты. И не просто справляются, но и постоянно что-то совершенствуют.
Я очень часто жалею, что я не студент, и в мое время не было таких возможностей.

– Помнится, в шестидесятые годы прошлого века в нашей стране шла обширная дискуссия на тему «Физики и лирики».В вашем вузе такое «брожение умов» тоже имеет место быть?

– Постоянно. Физики и лирики бодаются постоянно, но это одновременно и конкуренция, и сотрудничество. У нас очень сильные ученые из обоих «лагерей», и споры, кто «нужнее и важнее», слышатся все время. Я, кстати, совершенно не согласен, что термин «творческие специальности» применяется только к направлениям культуры и искусства. Вы, правда, думаете, что математик менее творческая личность, чем художник? Тогда посмотрите на выставку Imaginare, которая была организована германским посольством в России и находится у нас в корпусе факультета гуманитарных наук и социальных технологий. Эти картины нарисованы по математическим формулам, и они восхитительны. Просто не все понимают красоту формул. Но вот я, например, совершенно не понимаю квадрат Малевича или позднего Пикассо. Уверен, любой настоящий ученый – это творческий человек, вне зависимости от того, поет он или работает на ускорителе.

– Как-то мне довелось слушать университетский хор. По моему, уровень мастерства исполнителей был высок. Кто старается на этом поприще?

– Наши хоры – это отдельная песня. Это наша гордость. На самом деле, у нас три хора и обычно, когда говорят о хоре УлГУ, вспоминают хор студентов и сотрудников. А он, как ни странно, самый непрофессиональный (там некоторые ребята даже не знают нотной грамоты), но при этом самый активный и результативный. Представляете, после семи вечера, тяжелых занятий и работы, преподаватели и студенты собираются на совершенно не обязательные для них репетиции. Очень талантливые и увлеченные люди со всех факультетов нашего университета. Скажу, что этот хор сумел за три года завоевать первые места в хоровых конкурсах в Италии, Франции и в единственном числе представлять Россию на хоровом конкурсе в Латвии. Они пели даже в Пантеоне в Риме. Надо отметить и их руководителя Ларису Александровну Филянину – она душа и мотор хора. Этот человек умудряется заражать своим оптимизмом всех вокруг, и отдельные непрофессиональные люди становятся потрясающим хором.

– Как правило, статус университетского преподавателя в старые добрые времена как бы сам собой предполагал ,что эта личность неравнодушна к искусству, театру, литературному творчеству — и так далее. В УлГУ народ тоже «грешит» такими «слабостями» — а точнее говоря, такими достоинствами?

– Как ни удивительно, такая «слабость» очень распространена среди старшего поколения профессоров физики и математики. Очень многие из них пишут стихи, устраивают капустники, поют и играют на различных инструментах, в основном на гитаре. Гуманитарии более спокойны в этом плане. Им, видимо, хватает такого творчества и на работе. Хотя многие из них очень хорошо поют и музицируют. У более молодого поколения как-то эти «слабости» менее выражены. Наверное, ритм жизни изменился – мы же не читаем теперь в семейном кругу книги вслух. Все больше на ходу, да и то с экрана.

– Ну, а сочинителством, литературным словом ваш ученый люд тоже увлекается? Есть в вузе свои поэты, писатели, публицисты? Ваша университетская газеты их приветствует и приглашает на свои страницы? Существуют в вузе некие кружки любителей искусства, литературная студия или самодеятельный театр – или вообще нечто из сферы культуры? В региональных культурных сообществах ваши выпускники трудятся?

– Все это есть. Коллектив университета начал формироваться в конце 80-х – начале 90-х. Это как раз излет настроений шестидесятников. Практически все из этого «старшего» поколения мэтров пишут стихи, любят туристические походы, пишут картины и вообще очень разносторонние творческие люди. На дни рожденья капустники устраивают целыми подъездами. А если говорить о профессионалах, работающих на факультете культуры и искусства (ФКИ), то их роль в культурной жизни области огромна просто потому, что мы собрали «самых-самых». Лучшие музыканты, художники, артисты, хореографы, литераторы и многие, многие другие работают у нас или сотрудничают с университетом. Я специально не хочу здесь называть фамилии, потому что талантливых людей на ФКИ много – ВСЕ. Кроме этого, мы привлекаем много известных творческих людей из соседних областей, столицы и даже из-за рубежа. В этом, кстати, и проявляется важная роль университетов в жизни регионов – мы очень большое сообщество и имеем возможность привлекать известных людей для реализации различных проектов, как научных и образовательных, так и культурных.

– И последнее. Как известно, в Ульяновской области региональные власти прилагают немалые усилия на, скажу так, «культурном направлении». Что на Ваш взгляд, удается – и над чем, как принято говорить, «…еще требуется поработать»?

В Ульяновске очень хорошо получаются серьезные, я бы даже сказал, глобальные проекты. Конечно же, приезд звезд мировой величины на культурный форум – это здорово, но рядом хотелось бы видеть и свои творческие коллективы. Причем и площадок для таких коллективов должно быть огромное количество, и коллективы должны быть разноплановыми. Ведь интересы у людей разные, и каждого нужно заинтересовать и увлечь. Приведу пример. Мы несколько раз проводили арт-пати в университетском городке на набережной Свияги. Одновременно там работало с десяток площадок: выступал симфонический оркестр, пели барды и рок-певцы, проходил гала-концерт телевизионного конкурса «шанс», было выступление студенческой театральной труппы со своими постановками, художники рисовали портреты, танцевали хореографы, мэтры проводили мастер-классы, устраивалось файер-шоу, студенты выставляли и даже продавали свои поделки. Вот бы такие праздники сделать постоянными и многообразными – звезды к нам бы сами считали за честь приехать, как они когда-то считали за честь выступить на Старом Арбате в Москве.

С ректором УлГУ Борисом Костишко беседовал собственный корреспондент «Литературной газеты» Жан Миндубаев.