Областные власти и администрация Ульяновска продолжают процесс слияния автотранспортных предприятий. В ближайшее время планируется объединить ОАО «ПАТП-1» и ОАО «Чердаклинское АТП». Мы провели расследование и выяснили, что велика вероятность распродажи имущества ПАТП, которое неоднократно заложено ради реконструкции аэропорта имени Карамзина.
В конце 2012 года в ПАТП-1 прошло общее собрание акционеров, представленное делегатами от области и города. Повестка дня была простой — объединение с ПАТП городского автовокзала (ОАО «Автопассервис»). В результате объединения чистые активы предприятия увеличивались на несколько десятков миллионов рублей. За слияние делегаты собрания проголосовали единогласно.
Такой же результат голосования, по данным агентства «АК&M», был достигнут и на собрании акционеров в ноябре 2013 года, когда на повестку дня выносился вопрос о предоставлении имущества ПАТП в качестве залога для обеспечения кредитной линии другого областного ОАО – «Аэропорт Ульяновск».
Очевидно, что взятых в 2012 году в кредит на реконструкцию 260 миллионов аэропорту не хватило. При этом закредитованность ОАО оказалась более чем в два раза выше, чем стоимость всех его активов. Без поручителей обойтись в случае получения очередного кредита уже оказалось невозможно. Одним из них и стало ПАТП-1, в качестве залога предоставив Сбербанку имущество на 55 миллионов рублей. Кроме того, для обеспечения финансирования ремонта аэропорта заложили имущество ОАО «Гостиница Октябрьская» и ОАО «Печатный двор».
Отметим, что имущество ПАТП на тот момент уже являлось предметом залога у банка «Венец», в котором в 2011 году кредитовалось само предприятие, а также по договору кредитования аэропорта на 260 миллионов от 2012 года, когда ПАТП выступило поручителем на сумму почти 112 миллионов рублей. В результате, даже несмотря на присоединение автовокзала, общая стоимость активов предприятия на конец 2013 года оказалась сопоставима с кредитными обязательствами ПАТП. В залоге оказалось все имущество предприятия включая здания, земельные участки и автобусы. При этом само предприятие продолжает оставаться убыточным, обеспечивая себя самостоятельно лишь на 60-65%. Остальные деньги в виде субсидий предприятию дают область и город. Несмотря на это, по итогам 2012 года задолженность ПАТП превысила 55 миллионов рублей. То есть, автотранспортное предприятие фактически можно считать банкротом.
Ситуация в Чердаклинском АТП получше. Убытки предприятия сравнительно небольшие. Впрочем, как и основные активы, которых насчитывается всего на 10 с небольшим миллионов рублей, что даже меньше, чем уставной капитал ОАО.
Для чего же понадобилось очередное слияние? Возможных вариантов несколько. Первый, и наиболее официальный, – для оздоровления системы городских и областных перевозок. То есть, для снижения затрат и улучшения качества обслуживания. Именно так в позапрошлом году подавалось слияние ПАТП-1 и «Автопассервиса». Но отчетность объединенного предприятия показывает, что оздоровления не получилось. На конец года объединенное ОАО показало еще большие убытки. Значительно выросли долги по заработной плате, стали задерживаться лизинговые платежи за приобретенные автобусы, отнюдь не регулярно обслуживались и кредитные линии. Серьезно задолжало ПАТП и за ГСМ. Очевидно, что на серьезное улучшение ситуации за счет объединения рассчитывать не приходится. Следовательно, речь идет об оптимизации другого рода — продажи части активов объединенного предприятия. Например, зданий и земельного участка ПАТП-1 с переводом участка обслуживания и ремонта на базу Чердаклинского АТП. Примерно таким образом город и область избавлялись от других убыточных АТП. В пользу этого вариант говорит и то, что по данным арендаторов площадей ПАТП, на предприятии вовсю готовятся к «сворачиванию».
Второй вариант предполагает теоретическую подготовку к созданию единой транспортной компании, которая будет объединять городской и областной пассажирский авто- и электротранспорт. Такой вариант, как нам известно, неоднократно обсуждался. Причем, рассматривалась даже возможность проведения технического обслуживания автобусов на базе троллейбусного депо. В этом случае освободившиеся площади обоих АТП и земельные участки можно было бы продать путем продажи акций полученного в результате масштабного слияния предприятия. Причем, из-за большого количества различных обременений, оценочная стоимость активов оказалась бы минимальной, что может привлечь «инвесторов». В этой связи отметим, что несколько дней назад с должности руководителя МУП «Ульяновскэлектротранс» был переведен на другую работу Алимжан Абубекяров. Очевидно, что в случае прихода «инвестора», перспективы муниципального общественного транспорта становятся совершенно непонятными.