До 2015 года все управляющие организации должны пройти лицензирование. Соответствующий законопроект об изменениях в Жилищный кодекс РФ внесен в Государственную Думу. Однако как это будет реализовано на практике, до конца не ясно.
7 февраля прошло первое в этом году заседание Координационного областного совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве под председательством губернатора Ульяновской области.
– Каждая управляющая компания должна получить лицензию, потому что с мая будущего года будет введен полный запрет на управление многоквартирным домом без лицензии, – заявил Сергей МОРОЗОВ. – При этом если получить ее будет весьма сложно, то потерять – достаточно легко. К примеру, компания будет лишаться лицензии на управление конкретным домом всего за два нарушения в год.
Минстрой рассчитывает, что в ближайшее время законопроект будет рассмотрен Госдумой в первом чтении. Министерство планирует приступить к лицензированию управляющих организаций с 1 сентября 2014 года и завершить – к 1 мая 2015 года.
– Я не думаю, что на первом периоде начала лицензирования вообще кто-то сойдет с дистанции в массовом порядке, – пояснил министр строительства и ЖКХ России Михаил МЕНЬ. – Если в этом году УК будут вести себя по-человечески с теми гражданами, которых обслуживают, то лицензирование пройдут практически все.
По словам министра, ТСЖ, управляющие одним домом, лицензироваться не будут. Но если ТСЖ обслуживают несколько домов, то это уже скрытые УК, поэтому лицензирование в отношении таких товариществ должно быть.
Авторами поправок в Жилищный кодекс выступила группа депутатов «Единой России». В региональном отделении партии в Ульяновске законопроект обсудили за «круглым столом» 13 февраля.
– Было озвучено достаточно много недостатков законопроекта, как технических, так и содержательных, – прокомментировал председатель Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий АНТОНЦЕВ. – Когда законопроект практически исключает влияние собственника – это не правильно. Стремление государства понятно – навести порядок в ЖКХ. Но делать это нужно с учетом всех нюансов практической деятельности в данной сфере.
В целом большинство экспертов высказались о лицензировании УК отрицательно.
– Самый главный минус в том, что законопроект не решает свою главную задачу – защитить собственников жилья и их деньги от недобросовестных управляющих компаний, – считает руководитель исполкома регионального отделения «ЕР» Константин ДОЛГОВ.
– Для предупреждения ситуаций, когда такие организации «испаряются» с собранной платой за коммунальные услуги, надо ввести не лицензирование, а страхование ответственности УК.
Депутат Ульяновской Городской Думы Григорий КАЛЕНоВ также выступил против законопроекта, аргументировав свою позицию опытом лицензирования в других отраслях. По его мнению, заявленная цель законопроекта – повышение качества коммунальных услуг и пресечение деятельности недобросовестных управляющих организаций – на практике достигнута не будет. Однако побочным эффектом новых норм станет усиление влияния органов власти на деятельность управляющих компаний, и, как следствие, возможный передел рынка с последующей монополизацией.
– Считаю этот законопроект концептуально вредным, несвоевременным и недоработанным, – сказал директор НП СРО «Симбирский дом» Григорий НИКОЛАЕВ. – Реализация данного законопроекта нанесет гигантский вред всей отрасли, приведет к взлету коррупции, уничтожению конкуренции, в разы увеличит предпринимательские риски, остановит любую инвестиционную деятельность в ЖКХ. В разы увеличатся бюджетные расходы, тарифы и рейдерство, начнется очередной передел рынка, сопровождаемый судебными тяжбами и скандалами, что в конечном итоге приведет к снижению качества и безопасности жилищно-коммунальных услуг. В результате крайним и пострадавшим окажется, как всегда, население.
Те, кого законоп роект касается непосредственно, руководители управляющих организаций Ульяновска, также придерживаются скептического мнения.
– Лицензирование – это, конечно, правильно и хорошо, но невыполнимо, реализовать закон на практике будет невозможно, – уверен генеральный директор группы компаний «Аметист» Ильдар СЕЮКОВ. – Потому что исполнить требования к управляющим компаниям, предусмотренные проектом, можно только при условии повышения платы за коммунальные услуги, что неизбежно вызовет недовольство жителей.
– Пока я не вижу продуманной системы реализации закона, – говорит директор «Городской управляющей компании Железнодорожного района» Николай ГУРЬЯНОВ. – Как мы будем его исполнять, если у нас до сих пор не отработан механизм взыскания задолженности с собственников? Чем больше физический износ жилого фонда, тем сложнее исполнять требования по его содержанию. Только за счет средств собственников довести дома до нормативного состояния невозможно, особенно общежития или кварталы старой застройки, где живут в основном пенсионеры и малоимущие.
Одним из основных проводников законопроекта на местах должна стать региональная инспекция Государственного жилищного надзора. На «круглом столе» заместитель начальника управления регионального Гос-жилнадзора Ульяновской области Антон КЛИМОВ высказался о полезности лицензирования, так как, по его мнению, у органов власти сегодня нет действенных рычагов воздействия на управляющие организации. Так, на территории Ульяновской области зафиксирован всего один случай дисквалификации УК.
– Перечень требований к квалификации работников, системе контроля качества выполненных работ, наличию материально-технической базы, предусмотренный законопроектом,позволит более эффективно применять методы административного воздействия в случае его неисполнения, – подчеркнул Антон КЛИМОВ.
В результате лицензирования с рынка должны уйти недобросовестные УК. Сегодня же мы видим, что откровенные ЖКХ-мошенники легко уходят от ответственности путем смены названия и формы собственности организации, когда можно поменять вывеску и продолжать обирать жителей тех же домов. Однако запретительных мер принято уже более чем достаточно. Приведет ли к успеху еще большее усиление административного контроля или, возможно, нам нужны другие стимулы повышения эффективности деятельности УК, например, через энергосбережение, повышение энергоэффективности домов, энергосервисные договоры и т.п.? Ведь в конечном итоге усиление контроля и повышение штрафов ведет не к повышению качества жилищно-коммунальных услуг, но к их удорожанию.