3 марта председатель комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий Антонцев принял участие в парламентских слушаниях на тему: «О лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами», которые провел комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ.

Председатель комитета по жилищной политике Государственной Думы Галина Хованская представила проект изменений в Жилищный Кодекс РФ, вводящий обязательное лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами как форму государственного контроля сферы ЖКХ.

По ее словам, в сфере ЖКХ остро стоит ряд проблем: плачевное состояние жилищного фонда; низкий профессиональный уровень занятых в управлении жилищным фондом специалистов; конфликт интересов собственников и соцнайма в бывшем государственном жилом фонде; воспрепятствование конкуренции со стороны муниципальных властей. В комплексе эти проблемы привели к обострению ситуации на рынке управления жильем и жилищно-коммунальном хозяйстве. Отметив острую необходимость совершенствования регулирования деятельности в сфере ЖКХ, Галина Хованская выразила озабоченность тем, что лицензирование может привести к исчезновению конкурентной среды на рынке.

По мнению авторов законопроекта, конкурентный рынок в сфере ЖКХ уже не сложился, а рост злоупотреблений в этой сфере приводит к росту социальной напряженности и требует вмешательства государства. Исправить эту ситуацию, по словам Мартина Шаккума, представлявшего позицию разработчиков, можно благодаря лицензированию и профессиональному управлению.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис поддержал введение лицензирования, отметив, что механизм лицензирования, прописанный в законопроекте, позволяет очень честно и сбалансировано решать проблемы собственников.

Геннадий Антонцев в своем выступлении, с одной стороны, положительно оценил декларируемый законопроектом принцип перехода к государственному регулированию деятельности в сфере управления многоквартирными домами, но, с другой стороны, отметил отсутствие конкретной ответственности органов власти за возможные нарушения при лицензировании. То, что в законопроекте не учитывается роль органов законодательной и исполнительной власти, определяющих условия и систему взаимодействия управляющих организаций, собственников жилья и ресурсоснабжающих организаций – еще один существенный недостаток законопроекта.

По мнению Геннадия Антонцева, законопроект вряд ли достигнет своей цели, однако, в случае принятия, может привести к уничтожению конкуренции, сокращению инвестиционной деятельности ЖКХ, нарушению прав собственников жилья в выборе способа управления и к исчезновению небольших ТСЖ и ЖСК.

– Предлагаемые условия получения лицензий в субъектах Федерации способны выполнить лишь единицы управляющих организаций, в первую очередь из-за высокого износа жилого фонда. При непредвзятом подходе органов жилищного надзора и прокуратуры лицензия может быть отозвана у большинства компаний, управляющих старыми домами. В регионах большая доля аварийного жилья в пригородной зоне, много старых домов и общежитий, и мы можем прогнозировать массовый отказ управляющих организаций от управления таким жильем, – считает Геннадий Антонцев.

Участники парламентских слушаний, обсудив весь спектр вопросов управления многоквартирными домами и положения законопроекта, выработали ряд рекомендаций в адрес правительства и Государственной Думы РФ. Во многом они перекликаются с резолюцией «круглого стола», посвященного введению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, состоявшегося в Ульяновском региональном отделении всероссийской партии «Единая Россия» (http://www.zsuo.ru/novosti/5399-litsenzirovanie-upravlyayushchikh-organizatsij-obsudili-za-kruglym-stolom1.html).

Так, на парламентских слушаниях было рекомендовано провести анализ обозначенных в ходе обсуждения проблем и дать оценку правовых последствий. Также предложено разработать правовые механизмы, направленные на организацию непрерывного процесса управления многоквартирными домами с повышенным износом и исключающие повышение размера платы за содержание и ремонт общего имущества в таких многоквартирных домах; исключить требование о наличии лицензии у товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, созданных для управления многоквартирными домами и рассмотреть вопрос о страховании гражданской ответственности управляющих организаций.