День год кормит это, верно, сказано про 8 Марта и торговцев цветами. Накануне главного женского праздника корреспондент выведывал у флористов секреты мастерства.

– Обмельчал нынче мужик! – то ли в шутку, то ли с досадой говорит Татьяна, продавец цветочного магазина, составляя букет из роз. Помню, лет десять назад, когда я только начинала работать с цветами, за первую неделю марта мы делали чуть ли не двухмесячную выручку. А сейчас… Падение продаж Татьяна, впрочем, объясняет не только жадностью представителей сильного пола. Растет конкуренция. После того как запретили продавать пиво в киосках, многие предприниматели, чтобы выжить, стали торговать цветами, плюс цветочные отделы открылись чуть ли не в каждом супермаркете.

Жизнь кавалеров заметно упростилась – не нужно теперь носиться по городу в поисках букета для любимой, его можно купить заодно с продуктами.

И все-таки даже за неделю до 8 Марта в салоне Татьяны чувствуется оживление. Предусмотрительные клиенты приходят делать предварительные заказы. Вот серьезная дама задает ориентиры: начальство выделило на цветы женскому коллективу три тысячи рублей.

После долгих обсуждений и расчетов выбор падает на десять букетов из белых роз и мимоз. Один букет дама просит пороскошнее для начальницы.

В цветочном павильоне прохладно. Татьяна укутана с головы до ног. Считается, что оптимальная температура для цветов – плюс пять градусов. Так они сохраняются лучше.

В павильон заходит парень лет 20 и целенаправленно идет к вазе с красными розами.

Узнав цену (120 рублей), просит продать один цветок, быстро расплачивается и уходит.

– Стандартная покупка для молодых кавалеров. Таким даже нет смысла предлагать чтото другое, – говорит Татьяна. – Хотя такой выбор я считаю странным. Для молодых девушек больше подходят цветы светлых, нежных тонов, красные же розы и вообще яркие цветы символизируют торжественность, но не чувства. А еще все мужчины, как сороки, падки на все блестящее. Поэтому хит продаж букет из кроваво-красных роз с белыми хризантемами, укутанными в искрящуюся упаковку. В обычные дни его можно приобрести за 300-400 рублей, но к 8 Марта цены поднимаются до 500-600 рублей.

Цветы начинают дорожать за неделю до праздника. Продавцы заказывают партии свежего продукта, но в то же время нужно быть внимательным – некоторые наряду со свежими букетами могут, пользуясь случаем, сбывать залежалый товар.

Определять свежесть цветов нужно по листьям – они должны быть зелеными. А вот подвядшие крайние лепестки (их называют «родовыми») у бутона ни о чем не говорят. Их можно удалить перед самым вручением. Правда, после этого процесс «старения» цветка несколько ускорится.

Чтобы букет стоял долго, необходимо каждый день делать срезы на стебле (лучше всего секатором) и менять воду, предварительно добавив в нее каплю любого дезинфицирующего средства. Оно не даст размножаться различным микроорганизмам, и вода не зацветет. Продавцы цветов часто используют для этого хлорку. В домашних условиях Татьяна рекомендует добавлять в вазу немного водки.

Но самое главное – поставьте цветы в прохладное место, вдали от прямых солнечных лучей и сквозняков.

– В идеале, – говорит Татьяна, – сборный букет нужно разобрать и поставить разные цветы отдельно – тогда они проживут еще дольше. Но у нас так делать не принято. Многие и упаковку не снимают, которая, я считаю, только портит вид букета.

Впрочем, флористы уверены: бесполезно пытаться продлить отведенную природой жизнь флоры. Дольше, чем им отпущено, цветы не проживут. Например, средняя продолжительность срезанной розы – около двух недель.

Тюльпаны тоже долго остаются свежими. Дольше всего стоят альстрамерии, лилии и орхидеи.

Причем орхидеи как раз лучше покупать зимой, именно в это время они цветут в Таиланде.

И все же продавцы цветов всячески стремятся продлить если не жизнь, то хотя бы товарный вид букетов. Например, если бутончик цветка завернут в целлофановую упаковку наподобие воротника – это верный признак того, что жить ему осталось недолго. Стебли гербер обычно обматывают тонкой проволокой, которая фиксирует соцветие, иначе через неделю они начинают «кивать головой».

Чтобы листья цветов и растений блестели и дольше оставались свежими, цветочники обрызгивают их специальным спреем-блеском.

Он не только защищает от пыли и дольше держит влагу, но и придает листочкам загадочное мерцание. «Вторую жизнь» цветам можно придать с помощью флористической краски. Пара нажатий из баллончика на края хризантемы и цветок превращается в загадочное бело-розовое растение. А если бутоны покрыть краской полностью, то они могут служить украшением вечно. Именно таким образом флорист дает вторую жизнь товару. Торговлю цветами вообще можно назвать «безотходным производством». Сникла роза? Не беда! Срезаем стебель до минимума и вставляем в композицию в плетеной корзинке – такие покупают любители оригинального.

Принося в дом подаренные цветы, мы рискуем занести в дом грибковое заболева-ние, от которого могут погибнуть все комнатные растения.

Как сообщают в Россельхознадзоре, опасность могут в себе таить хризантемы. В январе нынешнего года из-за обнаруженного грибкового заболевания цветов – аскохитоза – в регионе пришлось уничтожить крупную партию цветов. Заболевание проявляется в виде пятен разнообразной формы и окраски с более темной каймой.

Самые популярные у покупателей цветы 50-сантиметровые розы – привозят к нам из-за границы. Вопреки убеждениям, выращивают их не в Голландии, а в Кении, Зимбабве, Израиле, Эквадоре, Индии. А в Голландии находится крупнейший в мире цветочный аукцион, ежедневный оборот которого превышает 15 миллионов евро. После заключения сделок цветы загружают в специальные холодильники, чтобы наземным или воздушным транспортом доставить в Санкт-Петербург или Москву.

И уже оттуда их развозят по всей России.

Вадим Пилюков