В минувшую субботу в рамках 52-го Музыкального фестиваля «Мир. Эпоха. Имена» на сцене областного Дома музыки выступил один из самых оригинальных коллективов последних лет.
У многих, кто пришел в тот день на концерт квартета «Растрелли», невольно всплывала в памяти группа Apocalyptica, сделавшая себе в конце 1990-х имя, исполняя композиции легендарной Metallica. Но в нашем случае четверка друзей-виолончелистов пошла куда дальше. На концерте звучали как классические произведения, причем в полностью оригинальной аранжировке, так и довольно смелая трактовка джазовых, блюзовых и рок-композиций. Недаром вся программа носила название «От барокко до рока». Сами музыканты объясняли подобную эклектику репертуара просто.
– Мы не делим музыку на стили, – объяснил руководитель квартета Кирилл Кравцов. – Играем ту, что нравится, и стараемся делать это качественно. Даже легкую, развлекательную музыку можно подать так, что она захватит все мысли и чувства. Самое худшее для музыканта, на мой взгляд, – неискреннее исполнение, неспособность передать слушателю энергию музыки.
– То есть вы разделяете мнение певца Ронни Джеймса Дио, сказавшего как-то, что за выступления под фонограмму следует платить ксерокопиями денег?
– Абсолютно, – подключился к разговору Сергей Драбкин.
– Неудивительно, что во многих странах «фанерные» концерты активно запрещают. Только у нас это, боюсь, не получится, иначе число артистов на эстраде резко сократится (смеется).
– А сами вы музыку не пишете?
– Пишем, но немного, – продолжил рассказ Кирилл Кравцов.
– Все, что мы играем, было написано настоящими гениями, это мелодии на все времена. Мы же больше исполнители, так сказать, посредники между автором и аудиторией.
– Среди современных российских авторов есть достойные имена?
– Недавно я был на концерте московского композитора Павла Карманова, он написал ораторию, посвященную расстрелу царской семьи. Мне очень понравилось, думаю, у него большое будущее.
– Судя по реакции слушателей, некоторые из них сегодня впервые открыли для себя подобное звучание виолончелей и словно заново познакомились с известными композициями.
– Случается, к нам подходят после концертов и говорят, что лишь благодаря нам познакомились с классикой, – подчеркнул Кирилл Кравцов. – В этой связи вспоминаю один случай. В начале 90-х я много занимался спортом, ходил в тренажерный зал. Тогда там тренировались в основном криминальные личности. В зале был магнитофон, по которому крутили ритмичный рэп. И вот однажды я на свой страх и риск поставил кассету с записью концерта Растроповича и Вишневской. Смотрю, в зале тишина, все перестали тягать гантели и слушают, как завороженные. Потом мне пришлось сделать для знакомых двадцать восемь копий со своей кассеты (смеется).
– У меня было то же самое, только я включи л диск известной рок-группы. Выходит, что музыка и поклонник обязательно находят друг друга?
– Конечно, – ответил Кирилл Тимофеев. – А идеальный слушатель – тот, кто приходит на концерты. Ульяновские меломаны нас приняли очень тепло, спасибо им за это. Мы не впервые у вас в гостях, и уверен, приедем еще не раз.

НАША СПРАВКА
Российско-германский камерный ансамбль виолончелистов Rastrelli Cello Quartett был образован в 2002 году. В состав вошли Кирилл Кравцов, Михаил Дегтярев, Кирилл Тимофеев и Сергей Драбкин. Идея музыкантов была не нова – исполнять классические и современные произведения, тем не менее воплотить ее удалось так, что квартет стал образцом для подражания у многих молодых музыкантов.
За 12лет коллектив дал более 700концертов в 28 странах мира, участвовал в многочисленных конкурсах и фестивалях, среди которых Бетховенский фестиваль в Германии, фестиваль Meadowlark в США, международный виолончельный фестиваль в Рио-де-Жанейро. Музыканты сотрудничали с ведущими зарубежными и российскими исполнителями, в частности, Андреем Самсоновым, Сергеем Шнуровым, Светланой Сургановой.