Госдума РФ приняла в первом чтении правительственный законопроект, который снимает ограничения на допуск иностранцев в качестве членов экипажей самолетов российских авиакомпаний.
Как это может отразиться на безопасности полетов и судьбе одного из двух в России высших летных училищ – Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (УВАУ ГА), выяснял корреспондент «СК».

Некому летать
Действующее законодательство РФ позволяет привлекать в состав летного экипажа воздушного судна РФ, которое относится к коммерческой гражданской авиации, только граждан России. Сторонники нововведения не устают твердить об остром дефиците летного состава. По данным авиакомпаний, на конец 2013 года недокомплект командиров воздушных судов (КВС) составил около 200 человек. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, проблема стала результатом сложившейся в 1995-2009 годах ситуации в гражданской авиации. «В этот период выпуск пилотов из летных училищ не превышал 160 человек, при этом ежегодно с летной работы по различным причинам уходят около 700 человек; на подготовку летного состава на новый тип воздушного судна в авиакомпании уходит не менее трех-четырех лет, а на подготовку второго пилота в качестве КВС требуется шесть-восемь лет после окончания училища. В настоящее время отрасли гражданской авиации в целом требуется ежегодное пополнение летного состава в количестве 1100-1500 человек», – сказано в документе.
Пилотов не хватает, авиакомпании переманивают их друг у друга, слишком быстро продвигают их по служебной лестнице. Не успев набраться опыта, вчерашние выпускники оказываются вторыми пилотами, вторые пилоты – командирами экипажей. В результате причиной большинства происходящих в последние годы в России авиакатастроф признается человеческий фактор. К примеру, 47-летний Рустем Салихов, управлявший разбившимся в Казани в ноябре прошлого года «Боингом», стал командиром судна незадолго до трагедии и по правилам ему должны были дать опытного второго пилота. Но не дали, потому что такого не было.

Дорогой пилот
По словам источника в УВАУ ГА, основной проблемой сегодня является отсутствие единой системы подготовки летных кадров, нет единой системы повышения квалификации пилотов, единого стандарта, который учил бы алгоритмам действий в нештатных ситуациях. В училище ностальгируют по временам, когда существовала Школа высшей летной подготовки, где, кроме всего прочего, пилотам показывали отказ первого и второго двигателей, учили запускать их в воздухе.
Долгое время российские авиакомпании пеняли летным училищам на то, что те после пяти лет обучения выпускают пилотов-«полуфабрикатов», не готовых летать на современных иностранных самолетах. При этом тратят на подготовку одного специалиста до пяти миллионов рублей.
– В течение трех последних лет, благодаря господдержке, нам удалось обновить парк воздушных судов, на которых обучаются студенты, установить новые современные авиатренажеры. Однако денег на подготовку на них пилотов государство не выделяет, полагая, что за это должны платить авиакомпании, – говорят в УВАУ ГА.
Но крупные авиаперевозчики по-прежнему предпочитают переучивать пилотов в собственных учебных центрах, мелкие же, региональные, сетуют на отсутствие средств.

Кто придет?
– Пилоты – это высокоинтеллектуальные люди, цвет нации, и вымывать их иностранцами – значит, обеднять себя, – полагает руководитель отраслевого портала avia.ru Роман Гусаров. – Но, с другой стороны, наше летное образование устарело. За рубежом, чтобы сесть за штурвал, требуется всего лишь 18 месяцев обучения. По сути современный пилот – это оператор компьютерных систем. А наших пять лет учат философии, инженерным дисциплинам. Зачем?
Большинство опрошенных нами экспертов, ветеранов гражданской авиации в приглашении пилотов-иностранцев видят массу негативных моментов и даже угрозу национальной безопасности.
– Надо понимать, что к нам придут не самые лучшие иностранные пилоты, потому что на Западе уровень социальной защищенности авиаработников на порядок выше нашего, -считает бывший летный инструктор ШВЛП с многолетним стажем, преподаватель Анатолий Закомирный. – В большинстве своем это будут военные летчики, вышедшие на пенсию. Но у них невелик налет часов, к тому же их все равно нужно будет переучивать на гражданские самолеты.
Есть также мнение, что закон может нанести ущерб государству. В частности, появится доступность к секретной информации у граждан других государств о сигналах опознавания. Также, по мнению экспертов, увеличится безработица среди учеников летных училищ и появятся налоговые потери госбюджета страны из-за невыплаты страховых взносов в ПФР, ведь трудоустройство иностранных пилотов производится через рекрутинговые компании, зарегистрированные за рубежом.
– Даже если мы пустим иностранцев в небо, наши диспетчеры на внутренних линиях не смогут с ними говорить, потому что их знание английского языка просто не позволит им этого сделать, – полагает Гусаров.
Дмитрий МИНАЕВ