Татьяна ФОМИНА
«Истлеют дискетки, и рухнет гранит — одно только Слово бессмертно!». Так мог сказать только поэт. Принадлежат эти строки известному ульяновскому поэту Александру Лайкову. Редкие литературные встречи и праздники обходятся без его участия. И как не поговорить было с ним накануне Всемирного дня поэзии, который будет отмечаться 21 марта уже в пятнадцатый раз.
Александр Лайков недавно стал соредактором литературно-художественного журнала «Симбирскъ» (редактор — Елена Кувшинникова), выпускаемого издательским домом «Ульяновская правда». Он продолжает традиции альманаха «Карамзинский сад», у истоков которого стояла замечательный поэт Людмила Алексеевна Бурлакова. В прошлом вышло шесть номеров. В этом году планируется, что «Симбирскъ» будет выходить ежемесячно.
— Александр Дмитриевич, по нынешним не самым поэтическим временам дефицита авторов нет?
— К нам в журнал пишут из Сызрани, Москвы, Казани, я уже не говорю про область. Журнал не должен замыкаться только в местных литературных кругах, нужно расширять литературное поле, круг авторов. Это очень серьезная работа. У поэзии нет и не может быть ни провинции, ни возраста, ни расстояний. Хотя, если откровенно, вроде бы пишут многие, но капельки таланта в этом море найти трудно.
БУДЕТ ЛИ ПОЭТИЧЕСКИЙ БУМ?
— Кажется, интерес к поэзии сейчас уходит…
— Так было во все времена. Еще в Древней Греции говорили, что поэзия потихоньку умирает, читателям интересны другие жанры. Я в это не верю. Симбирский край всегда был своеобразным литературным «гнездом».
— Но поэтический бум 60-х годов в нашей стране — с Вознесенским, Евтушенко, Ахмадуллиной, Рождественским — уже не повторить даже в нашем литературном «гнезде»…
— Добавил бы еще к этим именам нашего Николая Благова. Наверное, повторить такое пока невозможно. Но вот один факт. В начале марта в Каминном зале Дворца книги собралось 70 человек. Встреча была посвящена общению с молодыми литераторами и называлась «Симбирск молодой» в рамках областного проекта «Литературная филармония». Всех заворожила Мария Лисицына — поэт, музыкант, художник, которая исполнила средневековую музыку на волынке и флейте и прочитала стихи о любви. Есть у нас молодые поэты Владимир Ромбовский, потрясший своим сборником «Я сотряс твою Галактику», лауреат Всероссийского фестиваля молодых поэтов «Мцыри» в Москве Александр Дашко, студентка истфака педуниверситета, перспективный автор Екатерина Шумаева. А как живет поэзия в глубинке! Есть такая Елена Дронина, учитель русского языка и литературы Большепоселковой школы Карсунского района, ее ученики 8-9-х классов Николай Красильников, Галина Тымбур, Анастасия Мошина уже пишут очень хорошие стихи, все время участвуют в поэтических праздниках. Есть замечательное литобъединение «Промзинские слоги» из Сурского. Еще факт. Приезжаем в Димитровград, Новоульяновск, Карсун — полный зал слушателей. Есть интерес к поэзии! В общем, поэзия в Симбирском крае не закончилась на классиках.
— А что способствует рождению поэтов?
— Важно попасть в хорошую атмосферу и круг общения в творческой среде. Я сам прошел хорошую школу в поэзии — сначала в Астрахани, потом в Ульяновске, где попал в литобъединение «Надежда», которым руководил Александр Бунин. И многие наши известные поэты, половина членов местного отделения Союза писателей России, вышли из «Надежды». Или, скажем, мой отец был очень образованным, хотя окончил всего семь классов. Первые стихи, которые он мне читал, стихи Лермонтова, Некрасова, Пушкина. Наверное, потому я не мог не начать писать. Есть дар — проявится. Не стесняйтесь писать стихи. Из маленьких ручейков поэзии складывается большая река, рождаются большие поэты. И, конечно, люди должны и хотят видеть свои стихи напечатанными, должен быть творческий выход.
— А зачем?
— Когда я увидел первое свое стихотворение, напечатанное в газете (а учился в 9-м классе), то запомнил это на всю жизнь. И пишу стихи почти полвека. Поэзия — квинтэссенция своих мыслей, чувств, и хочется донести их не только до друзей и близких, но и до других людей. То есть поэзия — это своеобразный и многообразный диалог.
Интернет против поэзии
— Как я пишу? Чтобы компьютер что-то выдал, надо заложить в него какую-то программу. Так же и поэт. Чтобы написать стихи, нужно напитаться чувствами, эмоциями, переживаниями, страданиями.
— Как такое возможно во времена Интернета и игнорирования книг в молодежной среде?
— Есть такой российский сайт «Стихи.ру». Вот посмотрел на днях: на 17 марта на сайте 558 372 автора опубликовали 24 466 209 произведений, каждый час — почти тысяча посетителей. И ведь в Интернет заходят еще не все те, кто пишет стихи. Интернет — сложная штука. Туда ринулись все кому не лень. Форма превалирует над содержанием, многие увлечены не Словом, а штампами, пришедшими из массовой культуры, Интернета. Попадаются прекрасные поэты, но в основном интернет-пространство заполонили ремесленники, которые имеют скудный словарный запас (потому что мало читают!), грешат общими рассуждениями, тонут в мелкотемье. Даже о любви пишут «попсовыми» фразами. Убежден, что поэт должен выносить на общий суд что-то общезначимое, общечеловеческое.
— И поэзию, как и мысль, остановить нельзя. Стихи рождаются в уединении, в тишине?
— Стихи рождаются по-разному. Я многие стихи написал, когда торчал в наших знаменитых пробках через волжский мост. Иногда пишешь стихи, когда хочешь поспорить с каким-то поэтом, зацепившим тебя. А вообще Гете сказал, «трещины всех бед и катастроф проходят сквозь сердца поэтов».
Точку в нашем разговоре ставит один из авторов журнала «Симбирскъ» поэт Александр Филатов:
— Пусть пишут — чем больше, тем лучше. Потому что поэзия в большинстве своем все равно гуманистична. Пишут не с целью стать профессиональными поэтами, стараются найти строчки, слагают рифмы. Это все равно облагораживает, это все равно противовес потребительским вещам, попытка вырваться, приподняться над бытом. Пусть попытка плоха или хороша, но в любом случае она заслуживает уважения, заслуживает того, чтобы как можно большее количество людей вовлекалось в это гуманистическое движение.
А я напоследок не удержусь от цитаты из Александра Блока: «Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях слов. Эти слова светятся, как звезды, из-за них и существуют стихотворения».