Валентина КАМАНИНА
В ходе подготовки праздничного выпуска к Международному женскому дню мы собирали истории о представительницах прекрасного пола, которые освоили далеко не женские профессии. И нашли уникального человека – это Светлана Захарова, водитель маршрутного такси, которая помимо кручения баранки одна воспитывает дочь. Тогда формат не позволил поведать о ней в полном объеме. Оттого мы решили оставить ее историю жизни на десерт.
– Профессия неженская, но почему бы и нет? – говорит Светлана Викторовна. – В войну, когда мужчины служили, их жены в поле на тракторах трудились же. Сейчас, мне кажется, нет разделений на женские и мужские профессии, все одинаковые.
За баранкой маршрутки Захарова уже четыре года. Внутри машины – порядок по-женски идеальный. На зеркале в салоне висит мини-кимоно, его Светлана Викторовна хранит на память о соревнованиях. Захарова – мастер спорта по тхэквондо, в свое время успела побывать на разных турнирах в разных городах.
Тяжело за рулем
Свою жизнь Светлана хотела связать со спортом, выучилась на учителя физкультуры – Ульяновский педуниверситет окончила с красным дипломом. Но судьба распорядилась иначе -нужно было одной кормить и поднимать дочку. Сначала Светлана Викторовна работала в охране, личным телохранителем, потом решила продать свою легковую машину и купить «Газель».
– Родители сначала были против, сейчас свыклись. Деваться некуда, – рассказывает Захарова. – Когда первое время только села на маршрутку, замечала удивление пассажиров. А сейчас нет. Чего удивляться? В каждой второй машине – девушка за рулем. Но работа на маршрутке, конечно, тяжелее.
Ситуации в рейсе бывают всякие: и хамить, и угрожать могут Отдушина во время дороги – это дачники, но их в маршрутках становится все меньше.
– Можно и поговорить с бабушками по душам, и яблоками угостят, а бывает, иногда кто-то что-то буркнет, и начинается скандал, чуть ли не до драки доходит, – говорит она. – А молодежь, особенно студенты, грубоватая.
Словом, негатива в ее работе весомо больше. Но за себя Светлана Викторовна всегда может постоять.
– Сейчас уже многое мимо ушей пропускаю. Людей, которые понимают, что если мужчинам тяжело, каково же тогда женщине, очень мало. Я даже знакомым не советую идти работать на маршрутку. «Газелистов» никто не любит, подрезают, не пропускают. На дорогах тяжело.
За запчастями – к ней
К знакомствам с мужчинами Светлана относится скептически. Если первым делом поклонник спрашивает, ей ли принадлежит машина, Светлана сразу делает выводы – не она, а ее достаток интересен ему прежде всего.
– Таким я сразу говорю «до свидания», – говорит наш собеседник.
А вот мужчины-коллеги скидку на пол не делают. Порой даже идут к ней за запчастями, знают, у Светланы Викторовны, как у настоящей бережливой хозяйки, всегда есть запас по мелочевке. Самой ей нравится возиться с машиной: когда надо, колодки или накладки поменяет без проблем.
График работы у Захаровой жесткий, как у спортсменов, впрочем, как и ее железный характер. На то, что приходится выходить из дома в четыре утра на протяжении пяти дней в неделю, она не ропщет. Возвращается домой Светлана Викторовна уже около семи вечера и весь вечер посвящает 11-летней дочери. Та часто просит маму брать с собой в рейс, но Светлана Викторовна старается этого не делать – всякие люди могут встретиться в пути.
– Дочка тоже собирается на тхэквондо и тоже хочет стать учителем, но я отговариваю ее от этой профессии, – говорит она. -Пусть лучше врачом будет.
кстати
Женщины за рулем чаще попадают в аварии, но наносят меньший по объему ущерб. К такому выводу пришла одна крупная страховая компания, подводя итоги за позапрошлый год, писала «Российская газета». Интересно, что стоимость страхового полиса для прекрасного пола в среднем на 20 процентов дороже, чем для мужчин. При этом средняя сумма компенсаций за 2012 год, выплаченная по страховым происшествиям, на 5,5 процента выше, чем по ДТП, произошедшим по вине дам. А для страховщика женщина-водитель – довольно привлекательный клиент.