В последнее время экологическая тематика все чаще становится объектом внимания общественности, властей и журналистов. В Ульяновской области активно обсуждается ряд проектов, направленных на реформирование системы управления экологической отраслью. В частности это экологическое правительство, которое вот-вот должно начать работу, и так называемая “Зеленая конституция” – свод региональных и муниципальных руководящих документов экологической направленности, принятый несколько лет назад. На аппаратном совещании на прошлой неделе губерантор посетовал, что “Зеленая конституция” так и не начала эффективно применяться чиновниками в работе, в результате чего между властью и обществом периодически возникают конфликты на экологической почве. Один из свежих примеров – снос 26 деревьев на проспекте Нариманова, вызвавший активный протест у жителей окрестных домов.
– За каждой вырубкой всегда стоит конкретный чиновник, – уверен Сергей Морозов. он предлагает жестко наказывать чиновников, допускающих нарушение экологических норм. Предполагается, что “Зеленая конституция” и экологическое правительство упростят взаимодействие власти и общества по вопросам экотематики.
А что думают об этом специалисты?
Глава Экологической палаты Ульяновской области Ольга Данилова:
– Я двумя руками за любые экологические проекты, но только в том случае, если они эффективны. Экологическое правительство – это еще одна форма взаимодействия между чиновниками. Хорошо, если эта форма взаимодействия будет отличаться от уже имеющихся, будет приносить пользу. То же касается и “Зеленой конституции”. Если проекты окажутся эффективными, то я за. Но пока говорить об этом рано.

Сергей Глебов, депутат ЗСО, член Экологической палаты:
– Проблемы экологии достаточно недавно стали обсуждаться как на территории страны, так и на территории Ульяновской области, поэтому я приветствую любое движение в направлении их решения. Инициативу создания “Зеленого кодекса” я поддерживаю. Что касается экологического правительства, то на мой взгляд это тот инструмент, та площадка, на которой руководители ведомств, которые сейчас работают разрозненно (Департамент природных ресурсов и экологии, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, муниципальные органы и т.д.), смогут общаться, обсуждать и оперативно решать те или иные проблемы. Сейчас взаимодействие налажено таким образом, что переписка между чиновниками может длиться месяцами, а экологические проблемы, как правило, требуют быстрых решений.

Андрей Масленников, доцент кафедры ботаники УлГПУ, член Экологической палаты:
– На территории Ульяновской области и города Ульяновска уже действуют документы, регулирующие вопросы охраны зеленых насаждений. Это 271-е распоряжение губернатора о дополнительных мерах защиты окружающей среды, несколько лет назад приняты Правила благоустройства муниципального образования “Город Ульяновск”, где прописаны меры по охране зеленых насаждений. Насколько я понимаю, цель создания “Зеленой конституции” – обобщить все эти документы, чтобы ими можно было централизованно пользоваться, создание такого свода можно только поддержать. Но есть проблема. Так сложилось, что в Ульяновске существует единственное предприятие, занимающееся озеленением (МУП “Городской центр по благоустройству и озеленению”), монополист, который получает все основные заказы и качество его работ очень низкое. Нет служб, которые контролировали бы его работу по посадке и уходу за зелеными насаждениями. Нет здоровой конкуренции в лице более ответственных исполнителей. В результате город сегодня теряет зелень. Кроме того, сложилась такая экономическая ситуация, что деревья выгоднее сносить, чем сажать. И, на мой взгляд, пока такое положение дел сохраняется, никакая “Зеленая конституция” не поможет. Повторюсь, дело это нужное, но без должной ответственности и контроля это будет пустой звук.
Что касается Эколгического правительства, то, насколько я знаю, его возглавит главный эколог области, в него войдут, как я понял, представители предприятий, чиновники разных уровней, немного ученых и преподавателей. Как нам объясняли, экоправительство будет призвано следить за должным исполнением тех или иных экологических решений. Но мне кажется, что если большую часть этого органа составят чиновники, то многие экологические инициативы будут блокироваться. Ведь они часто исходят от общественников, а их в Экоправительстве видимо не будет, или будет очень мало. Поэтому я пока не могу судить, станет ли новый орган эффективным и не закончится ли все одними намерениями и разговорами на фоне полного бездействия. Будем оценивать экоправительство по делам, а не по благородным намерениям.