Администрация Ульяновска разработала положение о городской палате справедливости и общественного контроля. Таким образом город готовится к принятию Госдумой закона об общественном контроле в РФ, который был внесен на рассмотрение депутатам 12 марта. После принятия закона и формирования на местном уровне субъектов общественного контроля вопрос о гражданском обществе в городе можно будет закрывать — списки назначенных общественниками будут вывешены в интернете.

pL_aK5c69gY

С принятием нового закона осуществлять контроль за деятельностью органов власти смогут лишь общественные палаты города и области, а также общественные советы при самих органах власти. Кроме того, право осуществлять контроль получат и другие общественные объединения, но только в тех случаях, когда участие этих объединений предусмотрено законодательством. Фактически это означает, что для реального участия в контроле иных общественных объединений кроме палат и советов при органах власти может потребоваться внесение изменений в целый ряд законодательных актов. Участие в общественном контроле простых граждан и их групп не предусмотрено.

Очевидно, что никаких сомнений у городских властей в принятии нового закона нет — положение о городской палате справедливости написано именно под него.

Основных целей создания палаты обозначено две. Первая — содействие областной палате справедливости на муниципальном уровне. Вторая — налаживание системы общественного контроля. Остальные цели очевидны — содействие, участие, выявление, выражение мнения — стандартный набор для массово созданных разнообразных общественных советов. Но, благодаря основным целям, статус городской палаты несколько выше — в нее войдут представители от областной палаты справедливости, а функционально она замкнет на себе общественный контроль в городе.

Собственно, налаживание системы общественного контроля обозначено в положении как первый этап создания новой структуры. Планируется, что глава администрации города рекомендует главам районов Ульяновска избрать общественных контролеров исходя из пропорции один контролер на 26 тысяч человек населения (т.е. всего на город получается 23-25 общественников). Затем главы районов должны будут выдвинуть в состав городской палаты по одному представителю от назначенных общественниками.

После этого свои кандидатуры должны представить трудовые коллективы и некоммерческие организации, отбор которых в члены палаты будет вестись комиссией из четырех главных контролеров городских районов, представителей областной палаты справедливости и городской администрации.

В результате в состав Палаты войдут четверо общественных контролеров, по одному представителю от каждого областного Уполномоченного (по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей и по противодействию коррупции), а также до семи представителей трудовых коллективов и некоммерческих организаций, которые представили на рассмотрение главе администрации города кандидатуры потенциальных членов палаты. Главу палаты будут избирать на ее первом заседании.

В палате планируется создать специальную комиссию по общественному контролю. Декларируемая цель ее создания – « оказание содействия населению муниципального образования Ульяновской области в организации взаимодействия с территориальными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области по вопросам, связанным с осуществлением общественного контроля».

Отметим, что в положении о палате учтена норма из проекта федерального закона, в котором прямо запрещено участие в общественном контроле чиновников, а также людей, имеющих конфликт интересов или личную заинтересованность в осуществлении общественного контроля.

Но это вряд ли сделает палату реально независимым общественным органом. Как несложно понять из процедуры её создания, формирование палаты остается полностью подконтрольным городским властям.

Стоит отметить, что с точки зрения логики власти это не лишено оснований — проект федерального закона наделяет субъекты общественного контроля достаточно весомыми полномочиями — их резолюции становятся обязательными к рассмотрению, общественники получают возможность обращаться за получением от органов власти любой информации кроме составляющей государственную тайну и т. д. Очевидно, что давать такой инструмент в чужие руки никто не готов.

С принятием закона об общественном контроле и с окончанием формирования системы общественного контроля на уровне города и региона вопрос с тем, кто является в области общественностью, а кто нет, можно закрывать. Списки субъектов общественного контроля с указанием их участников в соответствии с законодательством в обязательном порядке будут вывешены в сети «Интернет». Неорганизованная общественность права на надзор и контроль за действиями органов власти фактически лишится.