Есть модный ирландский современный писатель – Кен Бруен. Пишет в модном жанре нуар-детектива, в котором прославились последнее время скандинавы. Расцветает жанр и в кино (впечатлили первые серии сериала «Настоящий детектив»). Первая книга, которой он прославился, был такой вот «нуар» «Стражи» или в другом переводе «Хранители». Как водится, сыщик – почти маргинал, у которого мало что клеится в жизни, расследует дело, которое не дается его более обычным коллегам. Расследует в среде, в которой живет очень давно, все вокруг -его знакомые. И среди них, где то на периферии повествования люди, которых он любит. Эти люди очень разные, (не помню уже точно но) один просто хозяин захудалого паба, а другой просто старик. И в самом конце итогом книги пронзительно звучит простая тема: вот эти люди – стражи и хранители. Это не очень хорошо видно в суете, но именно они непонятным образом несут в себе смысл существования этого трещащего по швам мира, именно они – то, что в христианстве называется «катехон», «удерживающий», именно они – стражи миропорядка.

Я у Клауса почти не учился – уже на втором занятии он поставил мне автомат по философии, после того, как мы с ним обсудили что то там по современным французам. Но когда я вспоминаю свою учебу в Педагогическом – я вспоминаю его. Он был душой ВУЗа. Более того, Педагогический был тогда (да во многом остается и сейчас) противовесом новоделу нашего на скорую руку сделанного «Университета». Со своей школой (которая до сих пор сохраняется, например, на инфаке – с которым по уровню просто рядом до сих пор не стоят его университетские «конкуренты»). Со своим духом, до сих пор не очень то проникнутым коммерческой стороной образования. Клаус что то сохранил и что то создал, но все это – в соответствии со своей внутренней магистралью, своим пониманием и своим фундаментом. Вот вроде бы длинный список заслуг – расчистил и пересоздал общежитие, создал кафедру, фактически заложил и направил то, что становится с годами мейнстримом под общим названием «студенческое самоуправление» во всех его аспектах и прочая и прочая – организатор он был тоже «от Бога». Но вспоминается не это. Вспоминается тот оазис, которым была и во многом остается жизнь педагогического среди даже не то что мути тотальной монетизации. Это слишком просто. А вот среди общей утраты смысла и ориентиров – да. И вот таким носителем смысла вспоминается сам Клаус. Постоянно. Как пример и как символ.

Клаус пронес свое знамя сквозь самые темные и мутные годы, и он сохранил главное – он сохранил нас, своих учеников. А его ученики – это целое поколение. Которое его уже не забудет.

Сегодня в 18-00 в Педагогическом состоится концерт, приуроченный ко дню рождения Владимира Александровича Клауса. Приходите.

Bi6QEyTIgAE_DtM.jpg large