На прошлой неделе подвели итоги фотоконкурса «Шодэ – Зима», посвященного Году благодарности архитектору Августу Шодэ. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения человека, во многом определившего облик Симбирска.
Фотоконкурс, собственно, еще не закончен: «Шодэ – Зима» – это лишь его часть, посвященная заснеженным зданиям архитектора. До него ульяновские фотографы выявляли лучшего в фиксировании осенних зданий, продолжится конкурс весной и летом. Общее его название – «Шодэ – Позитив».
Не конкурс, а исследование
– Это уникальный эксперимент, говорит председатель общественного совета по вопросам строительства и архитектуры в Ульяновске Александр Капитонов. – Я не видел, чтобы одному мастеру и архитектору было посвящено столько работ. Это многоплановое исследование, уникальная панорама зданий одного архитектора такого никогда не было.
На итоговой выставке конкурса «Шодэ – Зима» было представлено более 400 работ, а наградили сразу семь человек: три третьих места, два вторых, одно первое и приз зрительских симпатий. Лучшей работой члены жюри признали фотографию Камиля Багаутдинова, который запечатлел заснеженный Краеведческий музей на Венце. А по итогам зрительского голосования победила работа Валерия Романова, который вдобавок за другое фото получил еще и второй приз.
Фотографии действительно на любой вкус: вот башня Краеведческого музея выплывает из-за горизонта белых веток – или тонет в них, как потопленный корабль? Вот фигура симбирской семьи (гипсовая статуя на перекрестке улиц Ленина и Железной дивизии) молча смотрит на не по-церковному мрачную кирху, закованную в серость ульяновской зимы.
Вот Гончаровская беседка сияет среди снежного января – одинокий памятник человеческому творчествусреди творчества природного. Исследование? В какой-то степени – да.
Исследование, посвященное невидимой стороне городских пейзажей: такими здания мы редко замечаем.
Работы Шодэ – это тот случай, когда искусство порождает искусство. Фотографии конкурса показали это как нельзя лучше.
Архитектуре научат
Награждение конкурсантов предваряло открытие Года признательности Августу Шодэ в Ульяновске. Все происходило, разумеется, в здании, созданном Шодэ, российским архитектором французского происхождения, – в симбирском особняке купца Шатрова, где сейчас находится ЗАГС.
В течение года Шодэ посвятят ряд интересных концертов, выставок, приемов и конкурсов. Так, в Музее симбирской архитектуры пообещали обновить экспозицию, посвященную мастеру. Для студентов учрежден ежегодный конкурс имени Шодэ на лучшую работу в различных жанрах.
Большинство мероприятий будут проходить в зданиях, построенных по проектам симбирского архитектора.
Кроме того, городские власти пообещали открыть в сентябре «школу архитектора»: либо в существующих учреждениях дополнительного образования, либо в новом помещении детям станут преподавать основы архитектуры и строительства.
Главной целью Года признательности Шодэ считается популяризация его имени среди всех жителей.
– Он занимает место выдающегося архитектора России, – говорит Александр Капитонов. – Я бы сравнивал его не с российскими архитекторами. В Барселоне был выдающийся архитектор Антонио Гауди, который творил только в этом городе. Он прославил и Барселону, и Испанию.
Весь мир его знает. Мне кажется, Шодэ и Гауди похожи. Тем более что оба творили в одно время.
Еще одна задача – сохранение наследия Шодэ. Все известные здания, построенные по его проекту в Ульяновске, удалось сохранить – по крайней мере, по словам Капитонова, у историков нет данных о том, были ли постройки за авторством Шодэ на территории, которую расчищали для Мемцентра и гостиницы «Венец».
– 50 лет назад мы не знали, как Шодэ звали, не знали, какие дома он построил, – говорит директор заповедника «Родина Ленина» Ирина Котова.
– Первооткрывателем всего нашего архитектурного краеведения стал Борис Аржанцев. Его дело поддержали и другие, в том числе историк Сытин.
А что Шодэ?
Auguste Chaudet – так стоило бы писать имя этого выдающегося архитектора на самом деле, на французском языке. Он родился 5 августа 1864 года в Одессе в семье французского подданного. Впрочем, во Франции он жил не так уж и долго, хотя образование получил там, даже проходил службу во французской армии.
Шодэ был, в первую очередь, человеком российским. Вернулся после службы в Одессу, где заведовал мебельно-декоративной фабрикой.
В Симбирске оказался по рекомендации своего сводного брата, архитектора Эрнста Спаннера. Здесь Шодэ занимался частной практикой, но какой! По его проектам вплоть до 1918 года построено более 30 десятков зданий и сооружений на территории всей Симбирской губернии – в первую очередь, конечно, в городе. Первое из них – здание дворянского пансиона-приюта, проект создан в соавторстве со Спаннером. Ныне там размещается факультет иностранных языков УлГПУ.
Дальше – больше. Ульяновск по сей день украшают Областной театр кукол, в начале ХХ века служивший зданием Симбирского отделения Государственного банка, особняк барона фон Штемпеля на современной улице Льва Толстого, где базируется Музей современного искусства, домособняк Сачкова на Льва Толстого, 73, дом-памятник Гончарову, где расположен Краеведческий музей… К сожалению, Шодэ жил в такое время, когда закончить свой путь в достатке, без каких-либо проблем человеку его положения было сложно. В 1918 году, когда началась Гражданская война, он был вынужден оставить семью и покинуть Симбирск, уехав в Самару. Оттуда он с другими беженцами перебрался в Омск. Там его настиг брюшной тиф.
Архитектор был похоронен на солдатском кладбище, ныне утраченном.
Впрочем, памятников себе Шодэ воздвиг при жизни немало – чудесных и, надеемся, вечных.
Сергей Гурьянов
Бор
Когда будут уплотнены, точечно застроены все дворы и клочки в центре, по всей видимости, придет черед и Шодэ. “… чудесных и надеемся вечных.” – даже автор оставляет возможность САТАНЕ (образ) убивать прекрасное. Я, лично, этому времени, в котором живу, не верю. И молю, чтобы “торговцев из храма” скорей выгнали. Спросите кто это? – да вся вертикаль,без исключения, сплоченная в ПЖВ…. И это не паранойя, уверяю вас.
Елена
Есть версия, что Шодэ был все же австрийцем.
А теперь архитекторами считаются
всякие тарасовы, кангро, варюхины и прочие бездари.