Проект сборки в России Q400 под угрозой.
Канадская Bombardier признала, что проект СП с “Ростехом” по сборке в Ульяновске самолетов Q400 может быть отложен при введении Оттавой санкций против Москвы. В “Ростехе” все еще рассчитывают, что проект продолжится, но вице-премьер Дмитрий Рогозин уже выступил против. Для замены, по данным источников “Ъ”, уже выбрана пассажирская версия транспортного Ил-112В, который эксперты называют устаревшим.

Планы создания СП “Ростеха” и канадской Bombardier для сборки в России региональных турбовинтовых самолетов Q400 могут быть отложены из-за событий на Украине, сообщил президент Bombardier Inc. Пьер Бодуэн. По его словам, правительство Канады намерено последовать примеру США во введении санкций против России. “Сейчас речь идет об отсрочке. Безусловно, мы намерены придерживаться санкций, какими бы они ни были”,— сказал господин Бодуэн. В то же время он заметил, что пока никто не знает, “насколько масштабными могут быть потенциальные санкции”.

“Ростех” определился с иностранным партнером по выпуску региональных самолетов в декабре 2013 года. Рассматривался также проект с ATR Aircraft (СП EADS и итальянской Alenia Aermacchi) по выпуску ATR 72. В 2014 году “Ростех” должен построить сборочное производство в Ульяновской портовой ОЭЗ. Bombardier внесет в СП интеллектуальную собственность и технологии, объем инвестиций — $100 млн. Максимальная мощность — 24 самолета в год, к 2030 году СП должно выпустить 250 самолетов.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин уже две недели назад ставил под вопрос проект с Bombardier, реагируя на решение Канады выслать российских военнослужащих из-за событий в Крыму (см. “Ъ” от 11 марта). В пятницу на своей странице в социальной сети он признал, что “всегда был против промсборки Bombardier”, потому что “надо делать свои самолеты”. Господин Рогозин поблагодарил “смышленых канадцев” за то, что те избавили Россию “от необходимости выставить их за дверь”.

Но “Ростех” по-прежнему надеется, что соглашения с Bombardier будут реализованы. Отсутствие единого подхода правительств по некоторым вопросам не окажет влияния на бизнес-отношения между компаниями, рассчитывают в госкорпорации. Сейчас “Ростех” находится в активной стадии переговоров с Bombardier, нарушений по срокам и условиям не предвидится, заверили “Ъ” в госкорпорации. Глава ульяновского филиала ОАО ОЭЗ (управляет развитием портовой ОЭЗ) Денис Барышников заявил: “Мне кажется, что Bombardier вполне политкорректно комментирует то, чего еще нет и, надеемся, не будет”. В случае отказа от проекта, надеется господин Барышников, “Ростех” реализует совместный проект по другому самолету, к примеру по ATR 72. “Если же применит санкции Европа, можно будет производить другие типы самолетов, которые упоминал Дмитрий Рогозин”,— сказал менеджер.

Высокопоставленные источники “Ъ” в правительстве считают, что “говорить о перспективах Bombardier в России в сложившихся условиях невозможно”. Вице-премьер Дмитрий Рогозин дал поручения “работать на собственные ресурсы”, говорит собеседник “Ъ”. В ближайшее время в КБ Мясищева и Туполева пройдут совещания под руководством вице-премьера, на которых затронут вопросы выпуска российских гражданских самолетов. В качестве замены Bombardier будет рассмотрен проект пассажирской версии Ил-112В (об идее вице-премьера реанимировать транспортный Ил-112 и Ил-114 см. “Ъ” от 18 марта).

По мнению независимого авиационного эксперта Андрея Крамаренко, Bombardier огласила позицию под давлением США. В нынешней ситуации проект с Россией мог обернуться против компании, часть комплектующих ее самолетов — американские. Эксперт подчеркнул, что для Bombardier проект в России мог стать принципиально важным для восстановления позиций на рынке региональных самолетов, где она проигрывает Embraer и ATR, хотя его коммерческий успех неочевиден. Но выбор устаревшего Ил-112, говорит господин Крамаренко, также “не лучший”.

Елизавета Ъ-Кузнецова, Иван Ъ-Сафронов; Сергей Ъ-Титов, Ульяновск