Канадская Bombardier “замораживает” планы по строительству в России совместного предприятия по производству самолетов Q-400 для региональных перевозок.

ГК “Ростех” и Bombardier планировали создать СП на паритетных началах. Госкорпорация в течение 2014 года собиралась построить завод в Ульяновской портовой особой экономической зоне (ПОЭЗ). Причем, как выяснили “Известия”, специально под проект российской госкорпорации и канадской Bombardier экономическую зону в Ульяновске расширили со 120 до 334 га.

Инвестиции в проект оценивались приблизительно в $100 млн. Со своей стороны Bombardier должен был передать все необходимые нематериальные активы: технологию производства, конструкторскую документацию, права интеллектуальной собственности и ноу-хау.

Планировалось, что на первом этапе самолеты будут производить полностью на территории партнера, а в Ульяновске лишь адаптировать технику под конкретного заказчика. С 2015 года рассчитывали локализовать на территории России сборку самолетов, а с 2016 года – и компонентов планера. Максимальная мощность завода должна была составить 24 самолета в год.

Кроме того, канадская компания подписала соглашение о намерениях с госкорпорацией “Ростех” по продаже до 100 турбовинтовых самолетов Q-400 общей каталожной стоимостью около $3,4 млрд. Причем, уже в 2014 году корпорация рассчитывала поставить в РФ семь Q-400.

Как заявил в интервью Bloomberg глава компании Bombardier Пьер Бодуан, задержка с созданием СП на территории России связана с событиями на Украине. По его словам, вслед за США Канада вводит санкции против России, и компания собирается их соблюдать.

При этом он не смог даже приблизительно оценить, на какое время будет отложен запуск производства в России. Бодуан отметил, что это невозможно “из-за неопределенности в отношении масштаба потенциальных санкций, а также того, произойдет ли эскалация конфликта”. “Мы вели переговоры о подписании сделки в 2014 году”, – сообщил он, отметив, что не знает, откладываются ли планы “на месяц, полгода или год”.

Между тем, по информации Aviation Explorer, Bombardier продолжает вести переговоры с российскими партнерами об открытии производства самолетов Q400. Издание со ссылкой на сотрудников центрального офиса компании сообщает, что в корпорации не видят оснований для пересмотра курса на сотрудничество.

В Bombardier утверждают, что российские клиенты были и остаются среди важных партнеров канадского производителя и что компания продолжает работу по исполнению всех ранее заключенных контрактов в полном соответствии с подписанными документами.

“Ростех” также надеется, что соглашения с Bombardier будут реализованы, а отсутствие единого подхода правительств по некоторым вопросам не окажет влияния на бизнес-отношения между компаниями. Сейчас “Ростех” находится в активной стадии переговоров с Bombardier, нарушений по срокам и условиям не предвидится, заверили “Коммерсант” в госкорпорации.

Однако вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин уже выразил удовлетворение приостановкой переговоров по проекту создания в РФ совместного производства самолетов канадской компании. “Я всегда был против промсборки Bombardier. Свои самолеты надо делать. Спасибо смышленым канадцам, что избавили нас от необходимости выставить их за дверь”, – написал он на своей странице в “Фейсбук”.

Кстати, еще в начале марта, после того как Оттава вслед за заявлением премьер-министра Канады Стивена Харпера о том, что все ранее намеченные совместные с Россией военные контакты приостанавливаются, приняла решение о высылке из страны девяти российских военнослужащих, Рогозин в своем микроблоге уже высказывал сомнения в необходимости развертывания производства самолетов Bombardier в России.

“Стоит ли нам тогда разворачивать у себя производство самолетов Bombardier? Может предпочесть европейский аналог? Или, наконец, наш авиапром начнет разрабатывать и строить собственную современную конкурентную технику?” – написал он.

Напомним, что изначально Bombardier была не единственным претендентом в партнеры России. На авиасалоне МАКС-2013 “Ростех” подписал рамочное соглашение и с ATR Aircraft (СП EADS и итальянской Alenia Aermacchi) о возможной локализации в России производства ATR 72. Альтернативное предложение ATR было более гибким, но по настоянию потенциальных покупателей выбор сделан в пользу канадцев, которых в частности поддержали авиакомпания “Аврора” (дальневосточный перевозчик, принадлежащий “Аэрофлоту”) и заказчики из госструктур.

В свою очередь глава ульяновского филиала ПОЭЗ Денис Барышников, управляющий ее развитием, надеется, что в случае отказа от проекта, “Ростех” реализует совместный проект по другому самолету, к примеру, по ATR 72. “Если же применит санкции Европа, можно будет производить другие типы самолетов, которые упоминал Дмитрий Рогозин”, – сказал менеджер.

На минувшей неделе сам вице-премьер в ходе посещения авиационного комплекса им.Ильюшина призвал авиастроителей не заниматься отверточной сборкой, а срочно перейти на полноценное проектирование и создание собственной авиатехники. По мнению Рогозина, в данный момент перспективным для предприятия является проектирование гражданского пассажирского самолета Ил-114 и транспортного самолета Ил-112. Кроме того, большие надежды возлагаются на российско-индийский проект МТА и Ил-476.

Именно самолет Ил-114 вместимостью 64 пассажира и каталожной стоимостью $16 млн является прямым конкурентом канадского Q-400. Правда, эта модель серийно выпускалась лишь до 2012 года на авиационном заводе в Ташкенте.

Источник в “Аэрофлоте” ранее сообщил “Коммерсанту”, что Ил-114 “потенциально интересен” – “при прочих равных отечественные самолеты стоят дешевле иностранных”. Но все зависит от того, как быстро будет организовано производство.

Источник в “Псковских авиалиниях” сообщил, что в компании давно ждут момента, когда Ил-114 “встанет на крыло”. По мнению собеседника издания, эта “машина лучше всего подходит для комфортной эксплуатации в российских условиях”. Ее преимущества – в компоновке, возможности посадки на грунт и ремонта на российских мощностях. Среди недостатков – маленький ресурс двигателя.

Между тем, по мнению независимого авиационного эксперта Андрея Крамаренко, Bombardier огласила позицию под давлением США. В нынешней ситуации проект с Россией мог обернуться против компании, поскольку часть комплектующих ее самолетов – американские. Эксперт подчеркнул, что для Bombardier проект в России мог стать принципиально важным для восстановления позиций на рынке региональных самолетов, где она проигрывает Embraer и ATR, хотя его коммерческий успех неочевиден. Но выбор устаревшего Ил-112, говорит господин Крамаренко, также “не лучший”.

Впрочем, высокопоставленные источники “Коммерсанта” в правительстве считают, что “говорить о перспективах Bombardier в России в сложившихся условиях невозможно”.

Обозреватель Анастасия Николаева