Министерство обороны России приняло решение присвоить собранному на ЗАО «Авиастар-СП» лайнеру ИЛ-76МД-90А бортовой номер «1» и имя «Ульяновск».

Об этом говорится в присланном на имя губернатора Сергея Морозова письме. Его подписал первый заместитель министра обороны Валерий Герасимов.

В письме также указано, что на фюзеляже самолёта будет нанесено изображение герба и флага Ульяновской области. А последующим лайнерам, собираемым на ульяновском «Авиастаре», возможно, будут присваиваться имена выдающихся исторических личностей, уроженцев нашей области.

Тяжёлый военно-транспортный самолёт ИЛ-76МД-90А является глубоко модернизированной версией самолёта ИЛ-76МД, который производился на Ташкентском авиационном предприятии имени Чкалова. Первый демонстрационный полёт нового ИЛ-76МД-90А состоялся 4 октября 2012 года в присутствии президента России Владимира Путина. В этот же день был подписан контракт на поставку партии самолётов для министерства обороны РФ. Сумма контракта составила 140 миллиардов рублей, что стало самым крупным заказом в российском авиапроме.

В минувшем году самолёт досрочно завершил первый этап лётных заводских испытаний. После чего воздушное судно передали министерству обороны для проведения государственных совместных испытаний. К середине 2014 года завершится вся запланированная испытательная программа на ИЛ-76МД-90А. Также в 2013 году лётный образец впервые принял участие в Международном авиакосмическом салоне МАКС-2013. Самолёт представили в лётной программе и на статической стоянке.

ИЛ-76МД-90А способен выполнить весь перечень задач, возлагаемых на военно-транспортные самолёты. Его грузовая кабина может быть переоборудована за 1,5 – 2 часа для перевозки военнослужащих, пожаротушения, эвакуации раненых и больных, оказания медпомощи. На самолёте реализован принцип «стеклянной» кабины. В кабине экипажа установлено восемь многофункциональных ЖК-дисплеев и три интеллектуальных пульта управления. Остекление кабины обеспечивает хороший обзор с рабочих мест лётчиков и штурмана. На самолёте ИЛ-76МД-90А устанавливается пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М». Он позволяет автоматизировать выполнение поставленных боевых задач и осуществлять полёты по международным трассам без ограничений. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение. При необходимости грузы массой до 30 тонн могут быть подняты в грузовую кабину рампой. Новое крыло с применением длинномерных панелей кессона позволило увеличить максимальный взлётный вес самолёта на 105 процентов, а в варианте самолёта-заправщика – на 15 процентов. Максимальная полезная нагрузка увеличена с 47 до 60 тонн. Новые двигатели ПС-90А-76 обеспечивают более интенсивную эксплуатацию самолёта с увеличенной топливной эффективностью на 17-20 процентов и надёжностью в 1,5-2 раза.

В декабре 2013 года завершился первый этап государственных совместных испытаний модернизированного Ил-76. Экипаж протестировал предельные по прочности режимы и перегрузки, выполнил полеты с максимальным взлетным (210 тонн) и посадочным (170 тонн) весом, отработал методику ухода воздушного судна на второй круг при отказе одного и двух двигателей. Второй этап госиспытаний намечен на весну. До этого срока самолет нужно будет доработать под техзадание военных. Первый самолет заказчику ульяновцы должны передать в ноябре 2014 года.

Сейчас на авиазаводе, в разной стадии готовности, стоят три первых серийных модернизированных Ил-76. Еще десять заложены в цехах заготовительного производства.