Территориальные коэффициенты по ОСАГО готовятся повысить в 31 регионе, включая Ульяновскую область. В случае принятия решения ульяновским автовладельцам придется платить за «автогражданку» больше, чем жителям Москвы и Санкт-Петербурга.

В прошлом выпуске «Автодрома» мы рассказывали о серьезных проблемах ульяновских автовладельцев при оформлении ОСАГО в страховых компаниях либо вовсе отказываются выдавать полисы, либо делают это после навязывания дополнительных страховок («Никто не застрахован»). Судя по всему, таким образом водителей решили подготовить к скорому резкому подорожанию «автогражданки».

На днях опубликован проект приказа об изменении территориальных коэффициентов ОСАГО они используются для каждого региона и населенного пункта при расчете конечной стоимости полиса.

Среди городов с наиболее существенным увеличением регионального коэффициента оказались Казань, где предлагается повышение с 2 до 2,3, Петропавловск-Камчатский – с 1,1 до 1,9, Благовещенск – с 1,4 до 2,1, Иваново – с 1,8 до 2,4, Ульяновск – с 1,4 до 2,1, Челябинск – с 2 до 2,4 и Мурманск с максимальным коэффициентом – 2,5 против 1,7 ранее. Таким образом, базовый тариф (1980 рублей) для автовладельцев Ульяновска может повыситься с нынешних 2772 до 4158 рублей.

На сегодняшний день максимальный коэффициент равен 2. Он применяется в Москве. При этом в столице, а также в Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области коэффициенты предлагается оставить прежними.

Страховщики о необходимости повышения стоимости ОСАГО заявляют не первый год, сетуя на убыточность этого вида страхования.

Тарифы на ОСАГО и впрямь не пересматривались с момента запуска закона об обязательном страховании транспортных средств, однако в 2011 году произведена однократная коррекция региональных коэффициентов в нескольких субъектах.

Нынешнюю корректировку коэффициентов страховое сообщество расценивает как один из шагов на пути к полной либерализации тарифов.

Между тем автоюристы жалобы страховщиков на убыточность «автогражданки» считают необоснованными. По закону их убыточность определена на уровне 77 процентов от собранных средств, еще три процента идут в резервный фонд, оставшиеся 20 процентов – законная прибыль. Однако, согласно официальной статистике, страховщики оставляют себе больше. Из полученных от населения в 2013 году 134,24 миллиарда рублей компании выплатили по ОСАГО 77,37 миллиарда, то есть 56,2 процента. Правда, в эти проценты не входит малоизвестная широкой публике статья страховых расходов – выплаты пеней и штрафов (до 50 процентов от суммы страхового возмещения) за нарушение закона о защите прав потребителей. Но что мешает страховым компаниям соблюдать закон и расплачиваться вовремя и в полном объеме?

– Когда рынок рос, страховые компании наращивали свои портфели, однако как только рост прекратился, заговорили, что ОСАГО социальный продукт. Но на таких продуктах не зарабатывают даже 20-30 процентов, а страховщики свой хлеб с маслом имеют. Стало быть, это бизнес. Тогда к чему этот плач об убыточности? Согласен, проблемы есть, например, мошенничество. Но пусть этим занимаются правоохранительные органы.

Почему за действия преступников должны расплачиваться добропорядочные, аккуратные водители? – говорит глава Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин.

Вопросы вызывает и обоснованность решения об изменении региональных коэффициентов. Почему в список попал 31 регион и на основании чего определялся размер повышения?

– В начале этого года мы запросили событийную статистику по ОСАГО – ее использование позволяет рассчитать тарифы и понимать ситуацию с убыточностью в отдельных регионах, на что получили ответ, что такой статистики не собирается, – рассказали в Ассоциации по защите прав автострахователей.

Дмитрий Минаев