БАМ. Всего несколько десятков лет назад это название не сходило со страниц газет. В начале 90-х годов Байкало-Амурская магистраль была комсомольской стройкой Советского Союза. Целью этого грандиозного проекта было проложить железнодорожную линию по вековой тайге. Той, где нет никаких коммуникаций, где по весне разливаются бурные таежные реки, а в лесах хозяйничают тигры. Эта дорога должна была соединить центр России с Приамурьем.
Все регионы СССР считали честью отправить на БАМ свои отряды. Комсомольцы мечтали о том, чтобы попасть в их состав. Летом 1981 года в Ульяновске был создан комсомольский отряд и специальный строительный трест «БАМ-УльяновскСтрой». В его составе были в основном плотники и механизаторы. В числе тех, кто отправился в Приамурье, была техник-строитель Тамара Ивановна Гаркина. Сейчас она – ветеран труда, секретарь совета ветеранов Железнодорожного района. На БАМе Тамара Ивановна провела десять лет.
Мы разговариваем с ней о тех днях, и я вижу, как она вновь переносится в памяти в далекие времена. Загораются искорками глаза, светится улыбка, хотя речь идет о нелегких испытаниях. Ее рассказ комментариев не требует.
Приехали…
– Мы приехали летом 1981 года на поезде до станции Баралус разъезда Кохань, а потом нас отвезли на место стройки. Прямо в тайгу. Здесь предстояло построить временные бараки и начать возведение поселка строителей. Ожидали, что будут вагончики, но пришлось временно разбить палатки. Задержались и автомашины с продуктами, их остановила разлившаяся по дорогам река Зея – приток Амура. Питание пришлось добывать в лесу. Собирали ягоды, грибы, травы для чая. Всего этого в тайге было в избытке. Так продержались, пока не пришли машины с едой. И никто «не пищал» и не рвался домой. Только к октябрю для нас поставили утепленные вагончики на 54 человека, запустили котельную, гараж и другие объекты. Несмотря на трудности, за лето мы выполнили строительно-монтажные работы на сумму 537 тысяч рублей. По тем временам это была внушительная сумма. Я работала в отделе труда и зарплаты. Мне было легче, чем тем, кто каждый день уходил в тайгу.
Конечно, жилье у нас было тесное, но все-таки защищало от тайги. Поначалу она нас пугала. Тучи слепней, комаров и клещей обрушивались на каждого. Полчища жуков-короедов могли не только прогрызть дыру в одежде, но и превратить в сито развешанное белье. Боялись клещей: среди них встречались и переносчики энцефалита. Но самые тяжелые испытания были зимой. Ребята работали при 40-50 градусах мороза, одежда и спецовки были плохонькие. Но никто не бросал рабочего места.
Ижак-наша цель
На месте нашей стоянки мы должны были построить станцию Ижак. Летом 1982 года началось строительство временного поселка. В нем возвели магазин, клуб, отличную баню с парилкой. Когда мы только приехали, то по договоренности с руководством был запрет на свадьбы, приезды жен и детей. Действительно, условий для семей не было. Но как остановишь жизнь? Все строители были молоды! Поэтому уже через семь месяцев построили в поселке Пионерном детскую площадку и детский сад, а осенью открыли начальную школу. В середине лета этого же года сыграли первую комсомольскую свадьбу Сережи и Аллы Варламовых. Потом свадеб было много.
1 сентября был пасмурный день, моросил дождь. Мы все собрались на открытие школы. Бригадир плотников Николай Волков произнес напутственное слово и вручил первой учительнице начальных классов ключ от школы. Его выточил местный умелец. Комсомолка Любовь Фионова зачитала школьникам поздравление. А потом маленькая первоклассница Снежана с колокольчиком в руках прошла по рядам, собрала всех на урок. Так началась учеба для ребятишек.
К концу 1982 года во временном поселке уже построили шесть коттеджей, пять сборно-щитовых бараков, склад, почту. Началось великое переселение из вагончиков. Новый, 1983 год мы встречали в новом здании почты.
Без алкоголя и милиции
Мы не только работали, но и весело отдыхали. Отмечали праздники, дни рождения. В нашем поселке был сухой закон. Только на дни рождения разрешали немного шампанского. Но это не мешало веселью.
Когда переехали в вагончики, то освободились палатки. Мы решили устроить в них клуб, спортивный зал и даже поставили стол для бильярда. В клубе почти каждый вечер крутили кино за 20 копеек. За пленками киномеханик ездил на автомашине в воинские части, расположенные недалеко от нас. А в среду, субботу и воскресенье мы организовывали танцы. У нас был гармонист Гриша Мясников. Он знал много мелодий и мог играть без устали по нескольку часов. В нашем поселке поддерживался порядок, даже без милиции. На несколько сотен строителей была только бригада дружинников. Несмотря на трудности, жили мы дружно. Деньги нам привозили раз в месяц. А питались в основном в столовой под запись (платили после зарплаты).
Запомнился всем праздник 8 Марта 1982 года. В клубе был концерт, а потом конкурс «А ну-ка, девушки!». Победительница получила необычный приз – живого зайца. В то время их было много в лесу около поселка.
Был такой случай…
Как-то летом 1983 года в сильную жару с девочками из кружка рисования, который я вела тогда, мы пошли в лес на озеро. Это километра три от поселка. Девочки пошли купаться, потом катались на лодке. Тут к нам подошел старик из местных и обратил внимание на небо: по нему приближалась к нам темная туча. Ребятишки быстро собрались, но уйти далеко не успели. Мгновенно стало темно, посыпались огромные градины – до полутора сантиметров диаметром. Стало холодно, а град все сыпался и не таял. По колено в снежном месиве мы шли в поселок. Укрыться было негде. Так пробирались около часа. Ближе к поселку заметили людей – это бежали навстречу родители детей. Срочно повели девочек в баню. Намыли, напарили – так спасли их от простуды.
На БАМе наш отряд был десять лет. И за все это время восемь раз горела тайга. Это было страшно. Особенно запомнился 1985 год. Огонь заполыхал в апреле. Зарево увидели вдалеке, за считанные минуты пожар примчался по верхушкам сосен к нам. Вспыхнула, как порох, трава. Мы бросились спасать гараж, там было горючее. Выстроились в цепочку и передавали друг другу ведра с водой. Помню, у главного инженера даже куртка сгорела. Но ничего, отстояли поселок. Обгорела лишь пекарня на окраине. Ночь не спали, боялись, что огонь подберется вновь. Разошлись в три часа ночи, а утром идти на работу. Вышли, а дышать нечем, над поселком стоит дым…
Пришли рельсы…
Пока мы строили Ижак, железнодорожники тянули линию к нам. 1 октября 1983 года в поселок пришли рельсы. Замкнулась грузовая транспортная колея Ульяновск – Ижак. До нашего родного города было более семи тысяч километров железной дороги. С этого события началось строительство основного постоянного поселка в Ижаке.
Тамара Ивановна Гаркина приехала в Ульяновск в 1992 году. Она награждена почетной медалью «За строительство БАМа».
Галина Григоренко