В пятницу 28 марта в Ульяновске прошло первое в истории выездное заседание рабочей группы по вопросам взаимодействия с субъектами Российской Федерации Консультативного совета по оценке регулирующего воздействия при Минэкономразвития России.
За «страшным» термином оценка регулирующего воздействия (ОРВ) скрывается всего лишь общественная экспертиза последствий будущего вступления в силу законопроектов всех уровней, от муниципального до федерального, – правовых, экономических, социальных, финансовых.

Главное предназначение ОРВ – просчитать выгоды и затраты готовящихся законодательных нововведений для общества и для бизнеса. В России оценка регулирующего воздействия важнейших экономических законов внедряется в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». С первого января текущего года ОРВ стала обязательной для всех субъектов РФ.

Ульяновская область стала одним из нескольких пилотных регионов по внедрению ОРВ проектов нормативных правовых актов еще в 2011 году. Инициатива министра экономики Олега Асмуса по использованию основных принципов ОРВ при разработке региональных нормативных актов была поддержана губернатором Сергеем Морозовым. Областной закон о порядке проведения ОРВ нормативных актов принят 5.11.2013.

Разумеется, пришлось столкнуться с рядом трудностей – от выбора схемы ОРВ до кадровых вопросов. Но в итоге, как сказал директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ Вадим Живулин, «сегодня Ульяновская область является одним из лидеров по внедрению ОРВ, здесь проявляют серьезный интерес к процедурам, помогающим преодолевать административные барьеры, и к созданию максимально объективного регионального законодательства. Главное в этой работе – публичные консультации с бизнес-сообществом, для которого ОРВ, по сути, уникальная возможность легально взаимодействовать с органами власти».

Олег Асмус подтвердил, что «бизнес способен дать необходимый и обоснованный ответ, стоит ли принимать тот или иной законодательный акт». По его словам, за время применения ОРВ в регионе в пользу предпринимателей перераспределено порядка 600 миллионов рублей, которые они бы просто недополучили из-за появления не совсем корректных актов (к примеру, из-за появления необоснованных расходов), или непоявления, наоборот, необходимых законов (возможность субсидирования займов для малого бизнеса).

Ярким и одним из первых примеров использования ОРВ в регионе является попытка ужесточения ограничения времени розничной продажи алкоголя. После тщательного анализа основных показателей (объемы продаж, количество отравлений, число ДТП в нетрезвом состоянии и т.д.), консультаций с предпринимателями, врачами и правоохранительными органами было рекомендовано отказаться от принятия такого закона.

Открывая заседание рабочей группы, Вадим Живулин еще раз напомнил о лидерстве Ульяновской области в этой сфере, отметил, что «несомненно, ее «подпирают» и некоторые другие субъекты, но место для первого в истории выездного заседания нашей группы мы выбрали не случайно» и заявил, что будет очень рад, если мероприятие позволит минимизировать имеющиеся вопросы у специалистов из регионов.

Вице-премьер – министр стратегического развития Ульяновской области Александр Смекалин определил главную цель ОРВ так: выработка оптимальных решений в законодательстве, затрагивающем бизнес. «Вопросов в этой новой для страны сфере еще очень много, и мы должны не медлить с выработкой общей тактики ОРВ и путей ее реализации», – подытожил заместитель председателя правительства.

Первым на правах не только «хозяина», но и человека, давно работающего с принципами ОРВ, опытом выстраивания системы работы по проведению ОРВ с коллегами поделился министр экономики и планирования региона Олег Асмус.

Также в ходе заседания были подробно рассмотрены методические рекомендации по организации проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов в субъектах РФ; критерии оценки качества внедрения и развития ОРВ в регионах; принципы формирования соответствующего рейтинга развития; вопросы организации взаимодействия при проведении ОРВ с профессиональным бизнес-сообществом.
Кирилл Шевченко