Название дискуссии – «Взгляд на русскую литературу 2013 г.» – почему-то вызывает в памяти не знаменитые очерки Белинского, а малоприличный анекдот: «Прапорщика спросили: о чём вы думаете, глядя на эту груду кирпичей?»
Ответ его был столь неожиданным, что мы лучше ограничимся очевидным соображением: груда кирпичей может быть как руиной, оставшейся от некогда величественного строения, – всё проходит, это тоже пройдёт, – так и полем деятельности: э-ге-гей, силикатный подвезли, хватай носилки, кончай простой!
* * *
В статьях В. Ганичева и М. Замшева обозначена важная проблема: да, мы имеем две литературы вместо одной. Как в сказке про злую падчерицу и добрую дочку. Падчерица – это наша актуальная литература, допущенная до премий и выставок, дочка – не допущенная неактуальная (по какому-то роковому совпадению являющаяся одновременно и традиционной русской, патриотической). Мачеха – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, а отец – наверное, сам русский народ, посадивший себе на шею кучу либеральных комиссий.
Ну, если проще, то та литература, которая сейчас в книжных магазинах, она не русская. Не в том смысле, что написана евреями (хотя в этом тоже), а в том, что в ней нет того, что делает литературу русской, – национального характера, системы ценностей, культурного кода. Повадки русской нет.
Русский человек любит поблагодушествовать, а она, литература, кривится в скептичной ухмылке. Русский человек любит ясность – она сложна. Русский человек серьёзен – она иронична. Русский человек стыдлив – она навязчиво похотлива. Русский человек не боится драки, но не силён в диспутах; литература, напротив, дорожит собою до судорог, зато неудержима, когда точно известно, что бить не будут. Русский человек любит природу, литература – внутренний мир. Русский ценит свободу, волюшку, чтоб, значит, было где развернуться, а она – внутреннюю свободу, при которой никакая волюшка не нужна, потому что если у тебя внутренняя свобода есть, ничего больше можешь не делать. Ну и главное отличие: вся русская литература – про нравственность. Актуальная литература – не вся.
Почему так сложилось, уже, наверное, и не важно. Важно другое: что будет, когда всё это закончится? А заканчиваться начинает прямо сейчас.
Представим себе: актуальные литераторы частью перековались, частью отправились в горькое изгнанье, частью запили и стали писать в стол, ну то есть на жёсткий диск. А в магазинах что продавать? И вот тут, погромыхивая цепями и тускло отсвечивая строгими бельмами, подымаются из своих скрипучих гробов заживо погребённые. Вера Галактионова, Александр Трапезников, Николай Ивеншев и прочие, перечисленные коллегами Ганичевым и Замшевым русские писатели из параллельного, лучшего, чем наш, мира.
И..?
В сказке добродетели скромной дочки вознаграждены, но на то это и сказка, а что в жизни? Можно ли пускать её к читателю во дворец, не покажет ли она себя неуклюжей дурочкой, за которую краснеть и извиняться придётся?
Обнаружат ли Вера Галактионова, Александр Трапезников, Николай Ивеншев и прочие тот могучий потенциал, который охотно дорисовывало нам наше воображение, пока русская литература пребывала в таинственном полумраке, в загадочной тени?
А то ведь бывает всякое. Вон, пока великий и прекрасный Михаил Борисович Ходорковский томился в темнице, многим казалось – ну, только он выйди, только стряхни мох плечиком молодецким… Сразу всё будет – и жизнь, и счастье, и президент готовый! А вылетел джинн из бутылки – и что? Пшик…
Как-то я побаиваюсь, размышляя об этом.
Да точно ли у нас две литературы? Может, две по ноль пять? Или по ноль три? Или две по сто пятьдесят?
Как у нас грамматически неправильно говорят, «две калеки».
«Актуальной» не хватает «чувства под собою страны» и как следствие – натуральности, искренности, естественности. Она перепроизводит саму себя – то бишь литературу, литературность, а к чему эти литература с литературностью приложены, неизвестно.
К тому, чтобы получалась литература. А зачем?
– Что за дурацкий вопрос – зачем… Разве на него можно ответить! Вот ты зачем живёшь?
– Да, конечно. Я живу, чтобы вырастить сына и дочку.
– И какое отношение имеет к этому литература?
– Да, пожалуй, никакого особо.
– И зачем тогда об этом упоминать?
– Потому что это важнее литературы! А литература жива тем, что важнее её.
– Это демагогия. Если ты не любишь дела, которым занимаешься, это не значит, что мы должны…
– Стоп. А ну молчать! Молчать, сказал! (Бдыщь, бдыщь.) Человек жив тем, что больше него: детьми, которые будут, когда его уже совсем не останется, любовью к родине, верой в Бога… Точно так же литература. Важность её прирастает тем, что важнее литературы, понимаете?
– Ну и что?
– Не понимаете… Это значит, что литература вообще не о себе должна говорить! Как не должен говорить о себе человек – он должен говорить о других, о деле… Иначе он, ну… дурачок какой-то несерьёзный, если всё о себе трындит. Мы сейчас не должны говорить о литературе! Мы должны говорить о том, что происходит в стране, особенно сегодня, когда в ней в кои-то веки что-то да происходит или вот-вот может начать происходить! Об этом и о том, как мы можем помочь этому…
– Лёвушка, ну так ведь никто не запрещает говорить об этом. Пожалуйста, перелистни две страницы и говори на здоровье – в разделе «Политика» или «Общество». А это раздел «Литература», и здесь люди собираются, чтобы…
– А-а-а, ы-ы-ы! Как вы не понимаете, что именно о ЛИТЕРАТУРЕ речь: она жива, покуда нужна тем, кто не разбирается в том, как она устроена, а просто её читает! Когда этого нет, всякие разговоры о поэтике – это всё равно что споры об оснастке судна в то время, как в трюме течь! Конечно, лучший моряк тот, что знает толк в гафелях, триселях и гиках, чем тот, кто тупо качает помпу. Но кому это сейчас интересно, кроме акул?
– Ты, хе-хе, готов говорить о чём угодно – уже и о труселях каких-то, лишь бы не о литературе. Тебе ж как сказали? – взгляд на литературу 13-го года! Вот и смотри. Название, фамилия, где купить… Ты Сергея Шаргунова читал – «93»? Вот тут тебе про важное… А «Крестьянин и тинейджер»? Классная вещь… А Ксению Букшу?
Да, пожалуй. Так, наверное, и надо. Имя. Название. Где вместо этого купить колбасы… Критик – это трудолюбивый сапёр, который ошибается миллион раз.
Вот тебе груда кирпичей. Да, это руины. Но они не взыщут элегических вздохов или вопрошаний «кто виноват». Им нужны твои руки – надевай рукавицы, засучивай рукава, начинай разбирать завал.
– Здесь построят библиотеку? – с надеждой спросил критик и заплакал.
– Не важно. Здесь выроют пруд. Запустят в него лягушек, карасей, комаров… Хорошо будет. Проплывает во-о-от такенный – салют Мальчишу! Давай работай. Ради главного, ради деток.
– А как же это, н-ну… творческий подход, моя художническая свобода?
– Это внутренняя, что ли? Забудь. Сосредоточься на главном, на том, что больше свободы. На несвободе. «Лавр» читал?.. А «Бэтман Аполло» – книга, от которой обалдел Алексей Навальный? А?.. Э?.. Так-то, дружок. В этом-то всё и дело…
* * *
В том-то всё и дело, что нынешняя никудышная и никчёмная актуальная литература, находящаяся в жестоком кризисе, позаимствовала манеры обычной, нормальной литературы, находящейся на подъёме читательского интереса. Литература 2013-го желает подражать литературе 1847-го.
А ей нужно кризисное управление. Как в другом году, 1934-м. (Первый съезд советских писателей, если кто забыл.) Нужна «Фабрика литературы» – с проходной, учётчицами, нормой выработки, столовой (суп картофельный из рыбных консервов, вкусный) и гудком.
Да, на съезде будут заправлять эти… Ну, те, которые и всегда. Мало того, они ещё и книжки писать начнут. Это ничего, смысл всё равно в другом. Смысл в том, чтобы подсказать тему, показать направление, загрузить работой тех немногих талантливых, которые по воле своего бессмысленного и беспощадного таланта оказались прибиты к берегу томящейся от бессмысленности актуальной литературы.
Помню, попал как-то в Дом художника на две выставки. Случайно проходили рядом, в соседних залах. Выставка, посвящённая 90-летию ВХУТЕМАСа, и выставка какого-то фотографа, который снимал художников московского андеграунда 70–80-х годов.
У вхутемасовцев мощь, мысль, энергия. И пульс такой, знаете… «Время, вперёд!» Какие-то радиобашни они рисуют. Механизмы, станки грохочущие. Какие-то эскизы спичечных этикеток – чтобы, значит, комсомольцы на аэроплан. До того здорово! До того мощно, звонко!
А художники 70–80-х рисуют вообще непонятно что. Ничего не рисуют. Они только гримасничают в камеру, играют на гитарах, пьют и курят. Очень, очень много кривляются. Прямо неудобно, честное слово, будто в первый раз фотоаппарат увидели, будто папуасы какие. От пустоты содержания всегда так бывает – избыток формы.
И подумалось: а если бы тем парням-вхутемасовцам, голодным, с подведёнными животами, с карандашами в замёрзших не разгибающихся пальцах, не объяснили, что рисовать, не рассказали про аэроплан, про станки, – стали бы они такими – жадными, цепкими, энергичными – или тоже начинали бы утро, зевая: что б такое нарисовать? Тётку голую или вот стакан на столе? Жалко, что пустой…
Но это как с грудой кирпичей опять-таки: пустой стакан – это то ли бывший, то ли будущий полный…
Литературная газета №13.2014
Об авторе
Лев Пирогов: родился 7 июля 1969 года в Ставрополе. Закончил
филологический факультет Ставропольского государственного пединститута. Женат, живёт Москве. Работал в АСТ. Автор книги «Хочу быть бедным».
Популярный блогер, обозреватель «Литературки», автор «Русского журнала», «Топоса», «Перемен», «Русской платформы», «НГ-Экслибриса» и ещё многих СМИ. Блистательный эссеист, критик, философ. Человек нашего времени.
из Инзы
Современная русская литература вовсе не груда кирпичей, какой она видится из московского далека критику «ЛГ».В каждом регионе найдется талантливый русский писатель, и не один.
Сейчас русская литература раздроблена на молекулы и атомы, нужно теперь их соединить в цельный массив через умную издательскую политику. Сие станет возможным, если 21-й век будет объявлен веком РУССКОЙ литературы.
Но этого не случится, пока в школах будут насаждать литературного власовца Солженицына.
Суряк
Инзенцу.С первыми пунктами согласен полностью и двумя руками за!!!По третьему к сожалению ничего могу сказать-не знаю предмета.До сих пор не прочёл.Но вспоминается вот такие экзотические факты из истории. 1985 год, база подскока для десанта в одной из при граничных с Афганистаном среднеазиатских республик.Будьте внимательны, кроме мин-сюрпризов на подступах к горной базе моджахедов, могут разбрасываться привезённые американскими советниками книги Солженицина Архипелаг Гулаг.Идеологическая диверсия! 1986 год В журнале Новый мир публикуются первые главы Архипелага… Поездки Солженицына уже много позже поездом освещаемые СМИ через всю Россию.Пока это информацию к осмыслению.Ну и конечно нужно когда нибудь прочесть и сам Гулаг. Памятна статья о Солженицине в 1974-м за подписью писателей.Интересно что Шолохов не поддержал нарождающееся диссидентство,до конца оставаясь государственником, хотя и высказался, перед кончиной что в СССР гражданская война так и продолжается,только иными, скрытыми методами.
Суряк
Из московского далёка.Вывод,делать крепость(из груды тех кирпичей)в районах и области(В частности на Родине, это в Литературном Ульяновске)за которой можно не только укрыться, в лихое время но откуда можно и наступать.Есть в Москве и ещё один наш земляк родом из деревни Паркино, из некрещённой мордвы как писалось в старых Симбирских книгах.Владимир Паркин(1949 г.р.)автор блистательной и талантливой “Конкисты по русски” романа практически не уступающего неподражаемому Моменту истины В.Богомолова.Лиха беда начало!
Жан Миндубаев
обО ВСЕМ- И НИ О ЧЕМ. а ГЛАВНОЕ- читать народ перестал!!!! и ЕЩЕ: в ЦАРСКОЙ рОССИИ НЕГРАМОТНЫХ БЫЛО ЧУТЬ ЛИ НЕ 80 ПРОЦЕНТОВ- А ЛИТЕРАТУРА ПРОЦВЕТАЛА. а НЫНЕ ВСЕ ЧИТАТЬ УМЕЮТ- А НЕ ЧИТАЮТ. вЫВОД? дА ПРОСТО ПИСАТЬ НЕ СТОИТ, ПОКА ЧИТАТЬ НЕ НАЧНУТ. а ЧИТАТЬ НАЧНУТ ВРЯД ЛИ…
Суряк
Блистательный эссеист, критик 1969 года рождения…1969 год, СССР. Даманский.Культурная революция в Китае.В Засвияжье, в книжном магазинчике, возле ДК Планета,пустые книжные полки.Книг практически нет.Вообще.Небольшой раздел с учебной литературой и полочки политической.Все читаемые и зачитываемые книги только в библиотеках,в которых недостатка действительно тогда не было, ни в городе, ни в селе.Покупаю в последнем книжечку о Хунвейбинах,мало что понятно, и все где то очень далеко.
Литературные критики…в основном это зрелые мужи 30-х годов рождения. Игорь Золотусский,Лев Аннинский,Игорь Дедков,Феликс Кузнецов.Памятна первая книга в синей обложке по этой теме 1979 года издания-Литературная критика.Сейчас 2014-й и эти люди, слава богу живы и работают в том же, своём направлении!Что же изменилось в этом разделе,литературная критика, почти за 40 лет?
РАППовцы и ВХУТЕМАсовцы-не всегда там было только мощь и пламенный мотор,именно их руководство ставило вопрос перед Сталиным почему мол Шолохову,из Мелиховав Тихом Доне не сделать председателя нового колхоза?Большевика?! Сталин, а он 12 раз лично встречался с Шолоховым только в Кремле,официально(причём дважды приглашал его в Кремль отметить наедине день рождения писателя 24 мая, перед войной и в 1942 году.)ответил о судьбу героя худож.произведения видит только сам автор,ее невозможно изменить по подсказке,о ней можно только спорить.Пьете? Прямо спросилего Сталдин на заседании в Кремле? Запьешь от такой жизни, ответил Шолохов.Речь шла о письмах из Вешенской Сталину о том, что в в Вешенской люди питаются падалью и корой деревьев(голод 30-х).Напрасно вы тов.Шолохов думаете что мы поверим вашим клеветникам-езжайте домой.Мы поможем вашем землякам.(В Вешенскую было отправлено 120 тыс.пудов зерна).Такие же слова к примеру были сказаны Сталиным и военному атташе в конце 30-х Германии Примакову.которого немцы скомпроментировали через обслуживающий персонал(сладкая прим.)Отозванному из Германии Примакову вместо лагерей было сказано в Кремлёвском кабинете-езжайте обратно и спокойно работайте.
Нигилизм 80-х…В середине 70-х трагически погиб на рельсах художник Васильев из под Казани.Начавший поднимать в картинах дух и красоту русского народа.Рвет душу и струны Высоцкий.На съездах писателей писателей все громче звучат голоса Ф.Абрамова,В.Белова.Выходит фильм не О не голодающем, имеющим жильё в городе(мечта деревенских),любителю левака, избалованному Афоне, в котором пробуждаются затем, все таки ростки заложенные деревней, надежду на духовность,на нормальную судьбу и семью.А значит и будущее той самой русской,в основе своей России.Не такая судьба ещё у одного русского -Егора Прокудина,прожившего жизнь в угоду непонятно кому.( Сорок лет а вспомнить нечего)из Калины красной.Тогда же на смену БИЧам(бывший интеллигентный человек) 60-х, появились в России диковинные длинноволосые существа-Хиппи.
Где то вчера услышал в Соловьевских поединках от Шахназарова,что выиграв войну и построив мощную страну сообща,люди в конце 80-х начали думать действовать,работать уже на себя, на семью как на частное лицо.Тут бы и пошевелиться сломать тереотипы.Развить это частное от государства(все равно были фарцовщики и цеховики-дикий дефицит всего) рубщик мяса и грузчик мебельного круче всех знаменитостей-блат повсеместно, и слово достать-как обыденное.Председатель КГБ В.Крючков вспоминает в своих мемуарах о таком споре среди членов Политбюро во время поездки в Венгрию.Уже тогда,после осмотра венгерских частных хозяйств прозвучали здравые рассуждения-нужно потихоньку запускать частный сектор и в СССР.Ярыми противниками выступили представители партийной элиты (Венгрия под нами-какой пример покажет ей старший брат?!).Так в спорах докатились в 1986 году до первых карточек на хлеб и больше 300 грамм в одни руки не давать!Ульяновцы больше кто либо могут вспоминать о тех временах.
Что касается рисовать или не рисовать стакан,или вообще использовать его по прямому назначению.А так же читать или не читать.Учится или развлекаться-это дело только каждого.Так как, только каждый сам может выбирать религию,дорогу и женщину.Но все мне лишне знать, мало нашим доброжелателям разрушить СССР,мало!Необходимо искоренить и саму русскую нацию вместе с её душой.