Завораживающий мирок расположился на время в Краеведческом музее.

Все движется, потрескивает, постукивает, жужжит, в этот хаос звуков вплетается нежная мелодия. «Арт-механика» – выставка механических картин, кинетических объектов и движущихся моделей из мастерской санкт-петербургского художника Виктора Григорьева. На вернисаже о них рассказал сам автор.

Виктор Григорьев – театральный художник. В последнее время работает в театре «Синяя птица».

Его приглашают для организации карнавалов и других праздников для них он создает огромные движущиеся объекты: их можно увидеть в фильме, который демонстрируется на выставке. А в частных и музейных собраниях разных стран – от России и Украины до США и Арабских Эмиратов – хранятся изделия поменьше: механические интерьерные композиции и игрушки. Но уделяет он своему увлечению немного времени: «Быть свободным художником – довольно нахальное занятие, ведь тогда ты, прежде всего, свободен от постоянной зарплаты».

Вспомнить, когда началось увлечение механикой, Григорьев затрудняется. Его с детства завораживала лупа – и этот предмет повторяется во многих композициях. Причем появляется не просто из навязчивой идеи, а чтобы сакцентировать на мгновение самые важные, мелкие или нечеткие детали объекта. А когда Вите Григорьеву исполнилось шесть лет, больше других подарков его обрадовал сломанный будильник. Тогда будильник всего лишь был разобран на кучу красивых шестеренок и пружинок. Первые механические арт-объекты Григорьев начал делать в начале 1990х годов: «У меня просто появилось свободное время». В то время онслыхом не слыхивал о понятии «кинематика» и придумал свой термин: «арт-механика». Теперь Григорьева называют основателем направления «арт-механика», хотя сам он себя считает продолжателем традиции, напоминая о европейской механической игрушке XVIII века и китайской – начала первого тысячелетия.

– Движение в искусстве всегда имеет место быть, – рассказывает Григорьев. – В живописи и графике художники добиваются этого своими средствами, достичь его – это высший пилотаж. Поэтому живописцы не прибегают к механике, им это просто не нужно. Я как человек театра, как театральный художник ввожу движение напрямую. Но дело не в том, чтобы «задвижить» картинку, как выражался мой приятель.

Просто так приделать моторчик недостаточно. Важно, чтобы движение рождало некий образ и смысл: тогда это имеет отношение к искусству. Многие мои работы навеяны театром: это ведь та же движущаяся картинка с меняющимися декорациями и мизансценами. Знаю, неоднократно были попытки, когда художники приглашали для воплощения своих задумок механиков, но, как правило, из такого сотрудничества не особо что получалось. Трудно найти общий язык художнику и механику, когда это два человека, а «договориться» внутри одной головы проще. Я, владея знаниями в обеих областях, понимаю, где можно подвинуть композицию, где сделать перерасчет амплитуды, скорости движения и много чего другого.

– А как Вы объясните, что в одном человеке уживаются физик и лирик?

– Я думаю, что это не противоречащие друг другу вещи. Известно, что титаны Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело очень интересовались техникой.

Например, нам в годы учебы внушали, что Леонардо много времени проводил в анатомическом театре, так как изучал пласт анатомии. Но я всегда сомневался, что для этого ему надо было сотни раз повторять одни и те же вещи. И я выяснил, что на самом деле все было намного интереснее: он всю жизнь мечтал построить робота. Его интересовало устройство человека с точки зрения механики. И Леонардо сделал робота: правда, он получился довольно смешным.

Занятие Григорьева вписывается в одно из направлений современного искусства – стимпанк: это моделирование мира и предметов на основе идеи, что развитие технологий застыло на уровне второй половины XIX века и не пошло дальше паровой машины. Мотивы стимпанка «звучат» в литературе, изобразительном искусстве, компьютерных играх. Например, в начале 2000-х годов была создана невероятно красивая и увлекательная игра «Сибирь», в которой действие развивалось вокруг большого количества механизмов. Несмотря на это, подобных Григорьеву мастеров, занимающихся именно движущимися механическими арт-объектами, в мире немного, буквально единицы.