Не исключено, что такие помещения их владельцы просто бросят.

Госдума без какой-либо огласки, то есть фактически тайно, приняла поправки в Налоговый кодекс, резко увеличивающие налогообложение предприятий малого бизнеса – небольших кафе, парикмахерских, магазинов, частных мастерских и проч. Представители отрасли считают, что новый налог приведет к ликвидации большинства этих предприятий.

Основная масса фирм (по некоторым данным, до 70 процентов) работают по упрощенной системе налогообложения и платят фиксированную ставку с оборота. В этой системе отсутствует отдельный налог на недвижимость. Вот его-то и решили ввести думцы. Платиться он должен с кадастровой стоимости объекта, которая почему-то сплошь и рядом оказывается выше даже рыночной. Ставка налога вначале устанавливается в размере одного процента, а со следующего года поднимается до двух процентов.

Что это означает, легко подсчитать. Допустим, кадастровая стоимость помещения какого-нибудь магазина равна десяти миллионам рублей. Первоначальный налог на него будет 100000 рублей в год, потом – 200000. Если это маленький магазинчик, а не сетевой супермаркет, он не потянет ни налог в 100000, ни тем более налог в 200000 и должен будет закрыться. И таких предприятий будет много упомянутые выше парикмахерские, кафешки, мастерские по ремонту обуви и так далее.

С предпринимательским сообществом поступили, на мой взгляд, предельно подло и цинично. Несколько лет назад вступил в действие закон о первоочередном праве на выкуп малым бизнесом помещений, которые он арендовал у муниципалитетов и субъектов федерации. Подавалось это как забота власти о предпринимательстве, но по своей сути было ловушкой, или капканом – в рамках определения, данного нашей газетой современной российской экономике как капканомики. Кто-то из представителей малого бизнеса учуял этот подвох и выкупать не стал. Но многие выкуп осуществили, потратив на него большие деньги, и тут капкан захлопывается. Взяв с предпринимателей куш за проданные им помещения в размере того же налога, но за 50 лет вперед, теперь вздергивается и налог на них. Это, напомню, то же самое, что и приватизация жилья, за которую население будет расплачиваться повышенными налогами на квартиры. Как «дачная амнистия», под прикрытием которой власть пыталась спихнуть садовые участки гражданам в собственность и обещала упростить процедуру оформления, чтобы опять же взимать за них повышенные налоги. Но с «дачной амнистией» затея, кажется, провалилась, поскольку народ в большинстве своем оформлять участки не стал, за исключением, может быть, Подмосковья, где люди наивно думают, что земля – их богатство, а не ярмо.

То, что власть делает сейчас с налогом на недвижимость для малых предприятий, будет иметь два главных последствия. Во-первых, большое количество людей, которые останутся без работы – как сами предприниматели, так и персонал их фирм. Во-вторых, неясность судьбы помещений, которые власть обманным путем вынудила предпринимателей выкупить. Налог на недвижимость должен ведь оплачиваться и тогда, когда предприятие не работает, но у владельца здания не будет для этого денег, и для него основной заботой станет, как от помещения избавиться. Не исключено, что владельцы их просто бросят.

Василий Мельник