Уровень цен на продукты питания, входящие в состав потребительской корзины, а также наличие в магазинах продукции местного товаропроизводителя находятся на особом контроле регионального правительства и министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Как поясняет заместитель директора департамента – начальник отдела развития торговли и ценообразования министерства сельского хозяйства Марина Ерусова, мониторинг цен проводится еженедельно с целью отследить уровень торговой наценки на социально значимые продукты питания и проверить наличие местной продукции на полках магазинов.
«Перекресток»
Вместе с журналистами Марина Ерусова посетила две контрольные точки. Одна из них – супермаркет «Перекресток», расположенный практически в самом центре города неподалеку от больницы скорой медицинской помощи. Отличительной особенностью торговой политики федеральных сетей является централизованная поставка товаров и продуктов питания. То есть хлебобулочные изделия, молочная и мясная продукция могут быть привезены за сотни километров. И это несмотря на то, что местный производитель готов предложить свои товары, не уступающие в качестве.
Однако «хочется отметить, что в последнее время федеральные сети изменили свое отношение к местному производителю и повернулись к нему лицом, – комментирует ход рейда начальник отдела развития торговли и ценообразования Марина Ерусова. – Возможно, на их решение повлияла неустойчивая экономическая ситуация в стране». И действительно, в «Перекрестке» представлена продукция сельхозтоваропроизводителей Ульяновской области по весьма приемлемым ценам.
«Политика компании привлечь покупателя конкурентоспособными ценами, – говорит Марина Ерусова. – Несмотря на то, что это супермаркет, уровень отдельных позиций товаров значительно ниже, чем в предприятиях торговли малого бизнеса».
Из собственных наблюдений отмечу, к примеру, что сливочное масло «Волжские просторы» в «Перекресте» стоит 75 рублей, а в небольшом продуктовом магазинчике, расположенном недалеко, уже 80. Десяток яиц второго сорта можно приобрести за 45 рублей, чего явно не встретишь в мелкорозничной торговой точке.
«До 90% общего объема реализации группы молочных продуктов в нашем супермаркете представлено местными поставщиками, – говорит директор магазина «Перекресток» Ирина Горшкова. – Высокие цены нам держать не выгодно. Предпосылок к подорожанию продуктов нет».
Даже если производитель привозит товар по несколько завышенной цене, сложившейся вследствие экономических затрат, поясняет директор, магазин пересматривает свои торговые наценки таким образом, чтобы товар имел конкурентоспособную цену.
«Гулливер»
Супермаркеты «Гулливер» являются собственностью региональной торговой сети, а значит, по определению, они ближе к местному товаропроизводителю.
«Во всех товарных группах мы отмечаем наличие продукции местного производителя. И эта линейка ежемесячно расширяется. Если ранее в торговую сеть входили товары крупных компаний, то сегодня мы видим на полках продукцию наших предприятий малого бизнеса, – комментирует ситуацию Марина Ерусова. – Пусть небольшими партиями товара, но они пытаются конкурировать с крупным производителем, и это им удается. В частности, в магазинах «Гулливер» имеется продукция фермерских хозяйств Ульяновской области. Министерство сельского хозяйства такую политику приветствует и поддерживает».
Несмотря на то, что «Гулливер» создает впечатление дорогого магазина, ценовая политика компании крайне демократична. Ассортимент торгового зала превышает 7,5 тысячи наименований товаров. Кругом чистота и идеальный порядок.
«В последнее время торговые предприятия большое внимание уделяют развитию собственного производства. И доля такой продукции в общем товарообороте достигает 15%. С одной стороны- это новые рабочие места, новые виды продукции. С другой – привлечение покупателя в свой магазин и предложение свежей продукции по доступной цене», – говорит Марина Ерусова.
«На наших полках представлено много продукции местного производителя, – говорит директор магазина региональной торговой сети «Гулливер» Гуля Александрова. – Вся она хорошего качества и пользуется повышенным спросом».
Сотрудничая с ульяновским производителем, доступные цены держать легко, признается директор «Гулливера». «Торговые наценки у нас минимальные. Роста цен не предвидится.
Политикой нашей компании предусмотрено постоянно расши-ассортимента, при этом мы стараемся не вымывать дешевый сегмент, поскольку покупательская способность у наших посетителей бывает различной».
Службы на контроле
А в это время департамент ветеринарии проверил сообщение жителей Ульяновска о фактах торговли некачественным молоком на улице Минаева. Ветеринарные инспекторы обнаружили молочную цистерну на базе автомобиля «УАЗ», с которой и велась торговля молочными продуктами. По результатам исследований, проведенных в лаборатории Симбирского центра ветеринарной медицины, было установлено, что молоко не соответствует требованиям по многим показателям. Кроме того, обнаружены патогенные сальмонеллы и ингибирующие вещества, количество микроорганизмов выше нормы. В молочных продуктах выявлены бактерии группы кишечной палочки, возбудители стафилококка, плесневые и дрожжевые грибки, установлена фальсификация.
В ходе административного расследования установлен цех выработки опасной молочной продукции. Департамент ветеринарии в письменном виде рекомендовал руководителям администрации города и минсельлесхоза провести заседания с участием всех заинтересованных лиц с целью выработки мер по устранению причин, повлекших грубое нарушение законодательства Российской Федерации. В свою очередь, к жителям города и области сделано обращение: при покупке молока и молочных продуктов требовать документы, подтверждающие их качество и безопасность.