В Ульяновске состоялась конференция «Практика антимонопольного регулирования органов власти» с участием Александра Кинева, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Кинев сообщил, что 53 процента всех нарушений, которые находит ФАС, совершают чиновники разных уровней.
Антимонопольная служба, несмотря на то, что является самым маленьким надзорным органом в стране (штат по всей федерации – около 3000 человек, у Россельхознадзора он примерно 20 тысяч человек, у налоговой – почти 200 тысяч), контролирует более 15 федеральных законов, в том числе антимонопольное законодательство, о закупках, о рекламе, о торговле и т.д. Чиновников антимонопольщики проверяют очень часто, тем более что заключение контрактов, как правило, их прерогатива. Нарушений здесь не счесть – Александр Кинев говорит о тысячах оштрафованных чиновников.
– Самое распространенное нарушение – ограничение конкуренции, когда чиновник выпускает акт, согласно которому один хозяйствующий субъект ставится в более привилегированное положение, – рассказал заместитель руководителя ФАС России. – Еще более тяжелое нарушение – антиконкурентные соглашения, в которых зачастую мы видим коррупционную составляющую. Тут уже подключаем к расследованию правоохранительные органы.
Ульяновское Управление ФАС в стране на хорошем счету: как заявил Кинев, на недавней коллегии Федеральной антимонопольной службы работу Ульяновского У ФАС отметили очень высоко, включив в десятку лучших территориальных управлений. Первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов поблагодарил за работу руководителя ульяновских антимонопольщиков Геннадия Спирчагова.
Всего по стране в год против органов власти возбуждается около 5000 дел об административных правонарушениях. На конференции рассмотрели наиболее резонансные. Среди них можно, например, выделить дело экс-мэра Москвы Юрия Лужкова, под чьим покровительством работала фирма «МосМедыньагропром» – с ней заключили контракт без проведения торгов на поставку молока в школы столицы, что ограничивало конкуренцию. Проверка по этому факту началась после публикаций в СМИ. В Ульяновске в 2010 году тоже был «молочный» случай, когда компания, поставлявшая в школы молоко, привозила не витаминизированный продукт, а восстановленный, что нарушало условия поставок. В 2012 году фальсифицированное молоко поставляли уже в детские сады.
Еще одно дело, рассмотренное на конференции, любопытно тем, что один надзорный орган оштрафовал другой: ФАС возбудила дело об административном правонарушении в отношении Россельхознадзора, который заключил соглашение о поставке норвежской рыбы с картелем из нескольких предприятий, фактически запретив торговлю другим скандинавским фирмам. Вскрылось нарушение в январе 2014 года. Иногда после заключения тендеров не по правилам бюджетные деньги утекают в неизвестном направлении, растворяясь между поставщиком и производителем. Так произошло в Республике Саха-Якутия, где в результате сговора местного Минздрава с подрядчиками медицинское оборудование подорожало на 275 миллионов рублей.
Позиция ФАС такова, что конкуренцию надо всячески поощрять как двигатель экономического развития. Однако чиновники зачастую не стремятся исполнять законы, выбирая путь проще, чем заключение контрактов через аукционы. Иногда это делается не даром, поэтому все случаи, где есть признаки коррупции, передаются на уровень правоохранительных органов. Иногда – просто чтобы сделать что-то быстрее. Поэтому ФАС выступает за поправки к Кодексу об административных правонарушениях, где в некоторых статьях предлагает убрать выбор для судьи, отменив штрафы в пользу дисквалификации. Именно последняя мера пугает чиновников больше всего наряду с возбуждением уголовных дел.
На конференции присутствовали также руководители управлений ФАС из других регионов. Некоторые из них поделились фактами своей практики борьбы с незаконными решениями чиновников. Так, руководитель Кировского УФАС Артем Молчанов рассказал о махинациях в строительном бизнесе. Там для получения земли в обход конкурсной процедуры подрядчики пошли на двойную незаконную схему, квалифицированную УФАС как антиконкурентное соглашение с органами власти. Подрядчики в 2008 году получили землю под строительство мотеля, не требующее организации проведения торгов. Но здание так и не построили – возвели фундамент, и все. В 2011 году они изменили договор аренды с управлением по делам муниципальной собственности Кирова – вместо мотеля должен был появиться многоквартирный жилой дом. По идее, для строительства такого объекта необходимо пройти конкурсную процедуру по выделению земли, однако с учетом того, что там уже находился объект незавершенного строительства, фактически аукцион не состоялся, и земля была передана тому же подрядчику, что строил мотель. УФАС посчитало эту схему незаконной. Суды всех инстанций подтвердили факт сговора управления муниципальной собственности с застройщиком, отметя довод о том, что требование проводить аукцион применимо только для первичного предоставления земельного участка. Это к вопросу о незавершенном строительстве – в Ульяновске таких объектов пруд пруди.
Другой представитель одного из региональных управлений ФАС рассказал, что по их делу о предоставлении земель для строительства социального жилья без аукциона Арбитражный суд России четко обозначил позицию: земля не может быть передана организациям бесплатно и без конкурса. Это маячок всем ульяновским чиновникам, распоряжающимся земельными ресурсами, было замечено на совещании.
Представитель Чувашского УФАС рассказал о борьбе на рынке городских перевозок. В этой республике в заключении соглашений на осуществление деятельности общественного транспорта нашли сразу три типа нарушений. Во-первых, привлекали перевозчиков без торгов. Во-вторых, существовала схема, по которой торги проводились, но подрядчик, который выиграл аукцион и заявлял о намерении своими силами осуществлять работу общественного транспорта, в итоге нанимал субподрядчика, отстраненного по условиям конкурса от аукциона. И, в-третьих, конкурсы на перевозку были выиграны, компания осуществляла их самостоятельно, но не выполняла условий договора. Чувашское УФАС нашло здесь признаки антиконкурентного соглашения, так как власти на подобные нарушения закрывали глаза. Споры вокруг пассажирских перевозок – не редкость и для Ульяновска. В конце декабря, например, на действия конкурсной комиссии комитета дорожного хозяйства Ульяновска по аукциону на выполнение маршрутов №45, №70, №84 и №86 тоже поступали жалобы от подрядчика, которому не доверили право развозить людей. Ульяновское УФАС частично согласилось с заявителем, найдя в конкурсной документации ряд нарушений, однако решение комиссии не отменило.
Все случаи, рассматриваемые различными управлениями ФАС, оказались очень похожи на аналогичную практику в Ульяновской области. Только где-то чиновники изворотливее, различаются и суммы, ради которых власти идут на нарушения. Разница в деталях.
Сергей ГУРЬЯНОВ