Третий том «Мертвых душ».
По дороге в прокуратуру Чичиков в своих раздумьях о творящихся в ЖКХ безобразиях припомнил, что задолго до появления всяких ТСЖ и введения в действие Жилищного кодекса герой булгаковского романа «Мастер и Маргарита» мессир Воланд пришел к выводу: людей испортил жилищный вопрос. Может, и не всех, но мелким жульничеством отдельные председатели жилтовариществ и прежде занимались. Но тогда подобную незаконную деятельность правоохранительные органы решительно пресекали. Ныне и размах иной, и органы другие.
Ознакомившись с материалами дел и судебными решениями по искам граждан, недовольных тем, что их повседневно грабят все, кому не лень, а должных коммунальных услуг при этом не оказывают, Павел Иванович, при своем спокойном характере, пришел в неописуемый гнев. «Да это как же так? Да есть ли в России и конкретно в Ульяновской области власть? А если она имеется, то почему позволяет творить подобное?» Вероятно, действительно нечистый развернулся настолько, что и Путин обуздать его не может. А уж он-то толк в борьбе с постоянно растущими тарифами на услуги ЖКХ знает.
Никаких сомнений в том, что Путин человек слова, у Чичикова не возникало. Как только Владимир Владимирович сменил Ельцина в Кремле, так сразу и предостерег, что реформа ЖКХ не должна осуществляться за счет ухудшения жизни населения. Прошло немного времени, и президент в 2002 году развил мысль: преобразования в жилищно-коммунальной сфере – «это улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление». Еще через год он говорил о недопустимости решения проблем ЖКХ исключительно «поднятием административных тарифов». В 2005 году Путин решительно требовал от правительства, Федерального собрания и Госсовета прекратить «вакханалию» с жилищно-коммунальными тарифами. И еще год минул, но недовольства у президента не убавилось. Правительство и с инфляцией не справлялось, и с ЖКХ ничего поделать было неспособно. Путин грозно подытожил: «Разговоров много, а результат пока не тот…» Наступил 2007 год, и президент стал повторяться в своих призывах прекратить неоправданный росттарифов. Уже в ранге временно возглавившего правительство он заговорил о том, что «изношенность коммунальных сетей составляет 80%», и, «если система и дальше будет недофинансирована, она разрушится окончательно». В 2009 году Путин признал: «ЖКХ – это монополизированный рынок, освоенный в основном чиновничьим аппаратом». Путин снова призвал «избавляться оттого, чтобы частные карманные фирмы монопольно владели рынком этих услуг». И опять безрезультатно! Надежды народа были обмануты в очередной раз.
В 2010 году Путину докладывали, что в каждом четвертом регионе «то ли в нарушение закона, то ли ввиду политической незрелости… тарифы имели превышение более чем на 25%». Ничего не изменилось к лучшему и в 2011 году, когда Путин вместе с Медведевым развернули подготовку к парламентским и президентским выборам, ускоренно формировали «народный фронт». Избирателей нужно было успокоить и привлечь на свою сторону. В связи с этим и произносились слова: «не допускать росттарифов в ЖКХ», «чиновников-нарушителей жестко наказывать^», деятельность управляющих компаний «превратилась в кормушку для этих самых компаний ЖКХ, а не для того, чтобы ситуацию улучшить», «развитие ЖКХ не должно осуществляться за счет населения, темпы роста тарифов нужно снижать до уровня инфляции».
Выдвигаясь в третий раз на должность президента России, Путин заверил: «Мы наведем порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве… Региональные и местные органы власти должны организовать… снабжение людей качественными коммунальными услугами и нести реальную ответственность за исполнение этой работы. …Главное – тарифы будут зависеть от качества и надежности предоставления услуг». Но и года не прошло – избранный президентом, Путин признал, что снова «начался быстрый рост платежей. В отдельных, вопиющих случаях двух- и трехкратный рост».
В прокуратуре давно обо всем ведают, ибо команда осуществить фронтальную проверку сверху поступала. Всё проверили и всё выявили. Поэтому помощнику прокурора не составило труда поделиться нужной информацией с Павлом Ивановичем. Тем более что 20 января 2014 года появилось поручение президента: «Генеральной прокуратуре, Следственному комитету и МВД РФ принять исчерпывающие меры по выявлению и пресечению правонарушений в деятельности организаций, занятых в сфере ЖКХ».
О пресловутой «вертикали» лиц, орудующих на ниве освоения бюджетных миллиардов, и собираемой с населения квартплаты и колоссальных платежей за не оказываемые коммунальные услуги услышал Чичиков много интересного, чего и в мире-то нигде нет. На ниве преобразования ЖКХ Ульяновской области успешно развернулись известные в России и далеко за ее пределами олигархи, близкие к губернатору и мэру предприниматели и, конечно, погрязшие в коррупции чиновники и их родственники.
Узнав обо всём этом, Чичиков выразил свое недоумение по поводу «коммунальных игр» г-на Вексельберга. Многие полагают, что этот деятель прославился исключительно приобретением творений ювелира Фаберже. Но Павел Иванович был наслышан и о вкладе этого долларового миллиардера в успешное освоение гигантских бюджетных ресурсов, выделенных на создание научного центра «Сколково» под Москвой и олимпийских объектов в Сочи. Теперь Чичикову стало известно, что олигарх несколько лет тому назад консолидировал в своих руках и 75% акций ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС). Кто-то подумал, что Вексельберг собрался инвестировать свои капиталы в российское ЖКХ. Но Чичиков понимал, что олигарх внедрился в весьма доходную отрасль исключительно для преумножения личного капитала. Коммунальные предприятия повсеместно банкротятся и едва ли не задаром переходят под юрисдикцию дочерних фирм РКС.
«Дочка» Вексельберга в Ульяновской области – филиал ОАО «Волжская ТГК» – владеетТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 и обеспечивает 65% суммарного потребления тепла и горячей воды областного центра. Сколько средств инвестировал олигарх в модернизацию тепло- и водоснабжения г. Ульяновска, Чичикову не удалось выяснить даже у прокурора. А вот то, что все муниципальные предприятия, городская власть и жители оказались за короткий период времени должниками фирмы, основным владельцем которой оказался один из богатейших людей России, – это факт очевидный.
Долг МУП «Теплоком» перед ВоТГК более 800млн рублей, «Городского теплосервиса»? – около 1,2 млрд рублей… Не сегодня, так завтра Вексельберг приберет и эти не столь давно весьма доходные организации и станет полным хозяином на рынке коммунальных услуг. А значит, он сможет не только диктовать размеры тарифов. Чичиков на примере Украины видел, что олигархи способны оказывать влияние на прессу, депутатов, чиновников, организовывать майданы, устранять от власти президентов. Путину об этом бы задуматься. Посему Чичиков считал своим долгом предупредить главу государства. Он знал, что люди Вексельберга и других российских олигархов уже внедрены во власть по спискам «Единой России» и некоторых других политических партий.
Прокурор сообщил, что в «коммунальной вертикали» области, естественно, оказались персонажи и помельче. Но и они внесли свой весомый вклад в дело «модернизации» ЖКХ и освоение выделенных на то денежных ресурсов. Весьма солидный «Жилстройсервис» возглавил выпускник медицинского факультета Сычёв М.А. И так ловко и со знанием дела «медик» провел операцию, что в 2010 году эта управляющая компания обрела задолженность под 200 млн рублей и превратилась в банкрота. Сам же Сычёв оказался востребован в обладминистрации, занял должность помощника губернатора. Позднее он, подобно многорукому Шиве, оказался: в ОАО «ДК Заволжского района» – генеральным директором, в ОАО «ДК Ленинского района» – финансовым директором, в ОАО «ДК Железнодорожного района» – финансовым директором, в ОАО «ДК Засвияжского района» – финансовым директором. Одновременно, утратив пост помощника губернатора, стал его советником, а еще был назначен советником мэра областного центра. Сегодня г-н Сычёв М.А., успешно «освоив» средства, выделенные на капремонт и устранение других недостатков в ЖКХ, является заместителем председателя правительства Ульяновской области.
А мэр Ульяновска тем временем сетует в своем интернет-дневнике: «Очень волнуют проблемы, связанные с крышами ульяновских домов. Многие из них протекают. И что уж совсем парадоксально – после выполненного^ капитального ремонта». И чего дивится мэр, если и прокурору, и Чичикову ясно, что иного и быть не могло. Управляющие компании и ТСЖ, возникшие в Ульяновской области, уже в период своего зачатия едвали не все имели многие признаки криминальных воровских структур. Обман граждан, фальсификация документов, что нашло подтверждение и в судах, лежали в основе создания, например, ТСЖ «Народный контроль» в центральной части Ульяновска. К тому оказались причастны депутат Ульяновской гордумы г-н Бударин и отец уже упомянутого г-на Сычёва. Очень скоро «товарищество» это оказалось в долгах, а его председатель г-н Рябовол стал фигурантом уголовного дела и был осужден.
Подряды на освоение сотен миллионов рублей заключались со всевозможными обществами ограниченной ответственности, которые ни за что в жилищно-коммунальном комплексе не отвечали и отвечать не намерены. Среди них оказалось, в частности, ООО «Аметист», принадлежащее директору Засвияжской домоуправляющей компании и депутату Ульяновской городской думы г-ну Сеюкову. «И к гадалке ходить не надо, – подумал Чичиков. – Ясно, кому подряд достался». В Ленинском районе 230 многоквартирных домов получили в управление ООО «ЦЭТ» и ООО «Управляющая компания «ЦЭТ». Учредителем обеих компаний, по информации прокуратуры, оказался депутат гордумы г-н Калмыков, возглавлявший также домоуправляющую компанию Ленинского района. Засвияжская домоуправляющая компания отдала предпочтение ООО «Алтек-Строй», принадлежащей бывшему охраннику, личному другу и шурину губернатора гну Каледину. «Фирма» с уставным капиталом в 10тыс. рублей, имеющая мизерный опыт ремонтно-строительных работ, обрела право освоить 90 млн рублей бюджетных средств. Руководитель этой конторы вскоре возглавил муниципальное предприятие по озеленению и начал высаживать тысячи саженцев в зимнюю пору.
Губернские власти совсем было собрались рапортовать Москве о новых трудовых свершениях в сфере ЖКХ, освоении бюджетных средств и преумножении капиталов. Но тут прямо в прокуратуре Чичикову стало известно, что в законную силу вступил приговор суда в отношении сына теперь уже бывшего председателя комитета ЖКХ мэрии г-на Лисова и его подельника, которые похитили 90 млн рублей, собранных с населения в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг. Сообщили и о том, что прозвучал приговор председателю ТСЖ «Микрорайон Засвияжье-10» Учаскину, который заныкал 16 млн рублей народных денег да еще и припрятал оружие с боеприпасами. На всякий случай, надо полагать. «С размахом работают господа», – подумал Чичиков, представив, что творится в остальных 126 управляющих организациях, ТСЖ и ЖСК, из которыхтолько9 находится в собственности муниципалитетов, а 117 – частные. При этом уровень износа объектов ЖКХ в Ульяновской области достигает 77 процентов, 164 дома признаны аварийными, 2852 – ветхими.
Путин уже заявил: «Я понимаю тех людей, которые возмущены таким развитием событий. Я обязательно посмотрю, что происходит в Ульяновской области…» Но пока не до этого – отвлекают дела более серьезные..
Прокурор же предложил Чичикову навестить полицеймейстера, ибо в России возрождена полиция, которой вменено в обязанности и расследование всевозможных афер, включая и жульничество, и воровство в сфере ЖКХ.
А. КРУГЛИКОВ, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области