Со школьной парты  – на собеседование к профессорам

Ученик Новомалыклинской средней школы имени Матвея Чернова стал победителем регионального этапа олимпиады по истории и принял участие во Всероссийской олимпиаде, которая прошла в Смоленске. Нам удалось побеседовать с юным любителем истории и его наставником, из-под крыла который уже не первый год выходят призеры региональных олимпиад.

 «Немного не хватило опыта»

11-классник Дмитрий Ярков и его наставник, учитель истории и обществознания Алексей Дмитриевич Чирков, ждут нас в кабинете истории. Оба в строгих классических костюмах, уверенные и спокойные. Начинаем беседу и понимаем, что это лишь видимость, броня «сдержанности», за которой стеснительный школьник и требовательный учитель пытаются скрыть эмоции, совсем недавно пережитые ими в ходе проверки знаний всероссийского масштаба. Еще бы, ответственность была большая! Дмитрий представлял честь не только родного Новомалыклинского района, но и всей Ульяновской области.

Дмитрий доволен своим результатом, для первого участия в олимпиаде подобного уровня он показал достойный результат.

– Немного не хватило опыта, – отмечает Андрей Дмитриевич. – На устном собеседовании необходимо очень быстро отвечать на вопросы. Даже зная ответ, можно растеряться и не среагировать оперативно. Не успел глазом моргнуть, а коллегия жюри – профессора и академики – уже адресует свой вопрос другому участнику.

Как не влюбиться в «век-хамелеон»?!

– Мой любимый период в истории – XIX век. В это время происходило большое количество исторически-значимых событий, как для нашей страны, так и для всего мирового сообщества,  – говорит Дима.

– Этот период можно смело назвать «веком-хамелеоном». Эпоха блестящих побед и сокрушительных поражений, – Алексей Дмитриевич дополняет ответ своего ученика.

Прежде, чем попасть на всероссийский этап олимпиады, Дмитрий прошел длинный и трудный путь.

– Все началось с обычной школьной олимпиады, где я занял первое место, далее районный этап, следом – областной. Последний прошел в димитровградском детском лагере «Юность», – рассказывает Дмитрий Ярков.

– В восьмом классе Дима участвовал в школьной олимпиаде по программе за девятый класс!  – с гордостью отмечает учитель. – Тогда ему не хватило несколько баллов до призеров. В девятом классе он впервые стал победителем школьной олимпиады по истории, а затем и ее регионального этапа.

Уже в десятом классе Дима победитель областной олимпиады по истории, призер – по истории. В прошлом году юному знатоку истории не хватило всего двух баллов в рейтинге, чтобы попасть в общероссийский тур.

Учиться, учиться…

Подготовка к олимпиадам проходит во внеурочное время. Поднимается большой пласт дополнительной литературы. К тому же, сегодня много полезной информации можно найти в интернете.

– Готовиться к олимпиаде мне, конечно, в первую очередь помогал Алексей Дмитриевич. Также поддерживали родители и друзья, – говорит Дима.

– Пользовались трудами современных российских авторов Кирилова, Орлова, различными энциклопедиями, –  рассказывает учитель. – Школьного уровня знаний на региональных и тем более общероссийских олимпиадах недостаточно! Нужны также феноменальная память и наличие сильных межпредметных связей в голове у ученика. В вопросах олимпиад хитро переплетаются история, обществознание, право и культура. Может достаться кадр из советского фильма, фрагмент старого плаката.

 Помог Николай Первый

Всероссийская олимпиада включает три тура. Первый – на знание фактического материала, необходимо вписать ответы в пропуски во фразах. Здесь ученик демонстрирует свои аналитические способности.

Второй тур исследовательский, он состоит из двух частей. Первая – написание эссе. Дается высказывание об определенном историческом периоде. Не трудно догадаться, что юный новомалыклинец делал упор на XIX век.

– Диме досталось высказывание о противоречивости личности Николая I. С эссе он справился прекрасно, получил за него более 50 процентов от общего количества баллов! – отмечает Алексей Дмитриевич.

Вторая часть исследовательского тура – анализ исторического источника. Дима отвечал на вопросы по диаграмме и карте.

Третий тур – публичное выступление. Дается несколько текстов, выбрав один, необходимо его подробно проанализировать. Здесь-то и вступали профессора и академики, которые старались «завалить» выступающего своими вопросами.

Без прошлого нет будущего

– На протяжении 8 лет мои ученики занимают призовые места на региональных этапах олимпиады. После 6 класса дети, в которых я вижу интерес к изучению истории, получают на лето дополнительную литературу. До 8 класса они начитывают фактический материал. Далее – систематизация материала. Нужна очень хорошая память, умение анализировать и оперативно мыслить, – говорит учитель с 20-летним стажем Алексей Чирков.

Дима не открывает завесу тайны, куда он собирается поступать. Говорит лишь, что знания по истории непременно помогут ему при сдаче ЕГЭ.

– Необходимо знать историю своей страны. Чтобы не допускать ошибки, нужно опираться на опыт прошлых лет, – уверен Дмитрий Ярков.

Елена ТКАЧЕВА

 http://ulpravda.ru/narodka