Ирина Козак
Ядром Ульяновского авиационного кластера выступает Ульяновский завод «Авиастар-СП», который в свое время выпускал тяжелые транспортные самолеты «Руслан», а сейчас на нем развернуто серийное производство модернизированного транспортного самолета Ил-76МД-90А. Решение этой задачи потребовало серьезного технического перевооружения предприятия и переобучения персонала, поскольку потребовалось освоить производство самолетов с использованием современных цифровых технологий. Летный образец Ил-76МД-90А 4 октября 2012 г. совершил демонстрационный полет в присутствии президента России. В тот же день был заключен контракт с Министерством обороны РФ на поставку 39 самолетов Ил-76МД-90А, сейчас идет исполнение этого контракта. «Наши мощности уже позволяют изготавливать до 6–8 самолетов в год, — говорит гендиректор «Авиастар-СП» Сергей Дементьев. — По задачам, поставленным нам Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), к 2018 г. мы должны выйти на 18 самолето-комплектов в год».

Кроме того, Ульяновский авиазавод готов при наличии заказов к началу серийного производства самолета Ту-204СМ, который представляет собой глубокую модернизацию базовой версии — Ту-204-100В. Два опытных образца прошли в течение 2011–2012 гг. все необходимые испытания, и в мае прошлого года АР МАК выдал сертификат типа на Ту-204СМ. В качестве потенциального заказчика рассматривается правительство России. Кроме того, в 2014–2016 гг. на «Авиастар-СП» возможен выпуск самолетов другой модификации, Ту-204-300, также обсуждается возможность восстановления производства самолетов Ан-124 «Руслан».

На заводе происходит наращивание инновационных компетенций — меняются технологии сборки, обработки авиационных материалов, линии изготовления узлов и агрегатов. Освоение производства Ил-76МД-90А стимулировало перевод на «цифру» всего технологического цикла. Новые технологии, несомненно, будут использованы в кооперации по производству нового российского среднемагистрального самолета МС-21, который придет на смену Ту-204СМ. На ульяновском авиазаводе изготовлен отсек фюзеляжа этого ВС, притом были использованы новые высокотехнологичные методики, не имеющие аналогов в России. Кроме того, на территории завода завершено строительство предприятия «Аэрокомпозит-Ульяновск», которое будет выпускать композитное («черное») крыло для МС-21 и ряд других элементов самолета. Изготовление из композитных материалов диффузионным методом 17-метровых цельных панелей не имеет аналогов в России.

В Ульяновский авиационный кластер входит и уникальная площадка для развития авиации — Портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ), наделенная особыми таможенными и налоговыми режимами. Сейчас на территории ПОЭЗ продолжается строительство инфраструктуры, производится подключение к инжиниринговым сетям. Первый резидент ПОЭЗ завершает строительство ангара складского комплекса. Еще три резидента готовят документы для размещения своих производств в Ульяновске.

В регионе создаются отраслевые ресурсные центры по подготовке и переподготовке пилотов, летно-технического состава, повышения квалификации руководящего состава и работников предприятий авиационной отрасли.
Правительство Ульяновской области при поддержке Минпромторга РФ выступило с инициативой обсудить в Ульяновске вопросы развития отечественного самолетостроения на III Международном авиатранспортном форуме (МАТФ-2014) 14–17 августа 2014 г. Впервые за последние десятилетия все важные аспекты развития отечественного транспортного авиастроения — производство, эксплуатация, техническое обслуживание, внедрение новейших технологий, развитие ПОЭЗ — будут рассмотрены на 12 дискуссионных площадках. Форум призван укрепить существующие и создать новые кооперационные связи между предприятиями авиационной отрасли России.