-1-
Мне уже неоднократно приходилось говорить, что ветер свободы и либерализма принёс в Россию многое из того, что можно назвать заразными заболеваниями, под влиянием которых народилась порода людей с непрекращающимся зудом в мозгах, насквозь поражённых, назовём это так, креативной «вшивостью». Не имея ни настоящего образования, ни ума, ни таланта, они, обуреваемые гордыней и несуразными амбициями, по любому поводу извергают креативную бестолочь, дурь и корчат из себя великих кормчих культурного строительства и в столице, и в отдельно взятом регионе.
Конечно, автор никогда не льстил себе надеждой, что уровень креативной бестолочи в области от его публикаций снизится до разумных пределов. Но он не мог даже предположить, что «весеннее обострение», будет столь неожиданным. Однако именно в нём объективно отразилось причудливое понимание культуры региональными властными инстанциями.
Почти полная утрата русского национального самосознания привела к тому, что государство, по сути дела, не имея определенно выраженной приоритетной культуры (раньше это была советская культура), вынуждает своих чиновников от культуры играть в креатив: « иди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». Вот они, бедные и несчастные, за грошовую зарплату и начинают выдумывать всякие «тренды-бренды», потакая пошлым вкусам заказчиков креативной муры.
В последние лет семь-восемь Ульяновск, образно говоря, треплет лихорадка перманентного «культурного развития», своего рода бег на месте, суетливая имитация культурного прогресса и превращение здравого смысла в бессмыслицу.
И вот на днях все мы стали свидетелями знакового события в «культурной» жизни нашего края, которое засвидетельствовала газета «СК» от 26.04.14.
«…в ходе заседания Литературного собрания региона. Мероприятие прошло 24 апреля под председательством Губернатора Сергея Морозова …главе региона представили проект «12 симбирских литературных апостолов», нацеленный на возрождение интереса к великому историческому прошлому региона, продвижение лучших образцов отечественной и мировой литературы, повышение читательской компетентности и развитие не только потребности, но и осознанного стремления к чтению через популяризацию творчества 12 симбирян-ульяновцев.
Это русские поэты и писатели, литераторы, переводчики Николай Карамзин, Иван Гончаров, Сергей Аксаков, Николай Благов, Денис Давыдов, Абрам Новопольцев, Дмитрий Ознобишин, Дмитрий Садовников, Иван Дмитриев, Дмитрий Минаев, Николай Языков, Аполлон Коринфский…»
Парадокс в том, что «литературных апостолов» представили на канонизацию не кому-нибудь из епархии, а губернатору, чем сразу (по аналогии с Христом) возвели его умопомрачительную высоту «Литературного Спасителя», обязанного теперь возглашать «любви и правды чистые ученья… «стадам пасомого народа». А по факту поставили нашего Сергея Ивановича в «положение хуже губернаторского», как сказал бы русский классик украинского происхождения.
Но неловкость ситуации не только в этой неуклюжей попытке прогнуться перед начальством. Наш маститый краевед Ж. Трофимов воспринял креативную затейку с апостолами всерьёз и строго указал её авторам необходимость «уточнить список апостолов».
По его мнению, первый переводчик «Слова о полку Игореве» на современный язык Дмитрий Иванович Минаев гораздо выше Новопольцева, однако сказочник-балагур занесён в список, а отмеченный Белинским литератор – нет. В числе «апостолов» его сын Дмитрий Дмитриевич. Несправедливо обойден вниманием писатель, драматург и публицист Валерьян Назарьев, который учился в Казанском государственном университете вместе со Львом Толстым, а в своих работах показал развитие российского села. Нельзя забывать и об острослове Ишке Мятлине, считает Трофимов. Его стихи по достоинству оценили Пушкин и Лермонтов. По мнению краеведа, число «апостолов» вполне может быть более двенадцати. («СК» там же.)
Скоро могут посыпаться предложения новых апостольских кандидатур от падких на бестолковщину граждан, словом, культурный процесс пошел без оглядки на здравый смысл.

Однако не пора ли остановиться и понять, что навязывание апостольства вряд ли понравилось бы Карамзину, Гончарову, Дмитриеву, Языкову как писателям, выше всего почитавшим Бога и воплотивших в своих произведениях нерушимые заветы, не апостольского, а монашеского служения Божественной Правде и Красоте, потому что предназначение русского писателя состоит в ОЧЕЛОВЕЧИВАНИИ как отдельных людей, так и всего народа. И обещанное Спасителем обоживание вряд ли возможно без его очеловечивания под воздействием русской классической литературы, которая для того и существует, чтобы удовлетворять духовные запросы народа на Красоту и Правду.
Немного в жизни счастья, света,
Никто своих не знает дней,
Но есть призванье у поэта –
Очеловечивать людей.
-2-
Уже четвертый месяц по стране шествует «Год культуры-2014», но никто о нем толком ничего не знает, кроме министра «искусства» Ившиной, недавно опубликовавшей громоздкий план мероприятий, в котором писателям не нашлось места, как и художникам, и композиторам, и другим творческим личностям, кои живут и работают сами по себе, без всякой поддержки власть предержащих.

До местных «мединских» всё еще никак не может дойти, и, видимо, никак не дойдёт, что КУЛЬТУРА – это в первую очередь ТАЛАНТ, который как известно от Бога, это самородок, это редкость, даже в России.

За последние два с половиной века наш край стал родиной всего четырех выдающихся литераторов общероссийского значения: И. Дмитриева, Н. Карамзина, И. Гончарова, Н. Языкова. И выходит, что литературные таланты появлялись у нас в 18 в. – 2, в 19в. – 2, в 20в. – 0. Скажем прямо – негусто. Но ведь именно на них и опирается художественная культура нашего края, которая в наши дни подавляется властным абсурдом и пребывает не кабинете губернатора, а помещении, где хранятся веники, тазики и поломойные тряпки. Там же ютятся и писатели.

Могут сказать, что проводятся ежегодные культурные форумы, вручаются премии, множатся массовые мероприятия – разве это не расцвет культуры?..

«Расцвет чего- либо» оставляет после себя плоды, а местечковая лжекультурная суета оставляет кучи мусора на фестивальных площадках и сквозняк в опустошенных головах. Я живу достаточно долго, и на моей памяти у нас еще не было столь «озабоченного» культурой руководителя области. У всех бывших секретарей обкомов на уме было производство, они не были шоуменами, и обращали в первую очередь внимание на таланты. Член ЦК КПСС А. Скочилов поддержал поэта Н. Благова рекомендацией на присвоение Госпремии. Григорий Коновалов указал ему на меня, и квартирный вопрос был решен. В 1992 г. я и Е.Мельников обратились к Ю. Горячеву с просьбой профинансировать издание книг писателей. Издали всех – тогда 14 писателей, хотя тогда областной бюджет был никаким. Горячев как-то дал на издание уазик, кажется, к 200-летию Пушкина. Сейчас подход другой: премии, деньги – чужим, а своим пустые обещания.
Не пора ли нашему губернатору задуматься о судьбе родных литературных овинов, и обратить внимание на своих писателей, потому что они своим творчеством осуществляют связь нашего времени с будущим?.. Что мы знали бы о себе как о народе, если бы не было литературы?..
Но пребывают наши таланты-бессребренники в пренебрежительном забвении. А они есть: прозаики В. Сергеев, А. Никонов, поэты Л. Сурков, П. Шушков, В. Кузнецов, А. Лайков. С. Матлина… Их надо поддержать изданием книг, материальной помощью и добрым словом признания за бескорыстный труд. Это и есть подлинные подвижники русской культуры. Настоящие русские люди…
Будут ли подобные им таланты завтра?..

***
«Всё так, – сказал, прочитав эту статью, Лев Николаевич Нецветаев. – Не раз писал о вопиющем состоянии здоровья талантливых художников Саблина и Савельева: мол, выделить бы им по тысчонке в месяц – где там! Умерли как бомжи. И памятник Савельеву никто, кроме меня, не поставит. Где только ни писал (вплоть до “Литературки”) о том, что на постаменте памятника Гончарову ещё в 1965 году была запроектирована БРОНЗОВАЯ подпись писателя – бесполезно: обойдётся Иван Александрович краской-бронзянкой, как на деревенском кладбище. Шесть лет никого не волнует вопрос экспозиции единственной В МИРЕ обширной (220 работ), удостоенной ТРЁХ ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЕЙ пушкинианы А. И. Зыкова, ПОДАРЕННОЙ им городу. И “Литературка” об этом писала – нам это пустой звук. И даже готовый к печати альбом об этой пушкиниане увидит свет разве что при полной смене всех наших властей, ибо на мои письма губернатору отвечает Татьяна Александровна: “…на 2014 год денежные средства на книгоиздание по отрасли “КУЛЬТУРА” НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ”. Видимо, в связи с названием: “Год Культуры”. Ну как тут без кавычек?.. И обезьянничанье с округлённой оцифровкой явлений истории и искусства (“100 знаменитых картин”, “100 знаменитых построек” и т.д., и т.п.), рассчитанное на узколобого западного обывателя, активно прививается в России. Но с двенадцатью апостолами – тут уж хватанули через край. Владыка Прокл, будь он жив, дал бы серьёзную отповедь. С евангельской терминологией надо бы поосторожней, а то ведь и поименовать потянет каждого апостола – так кого же на роль Иуды?

СОЮЗ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, УЛЬЯНОВСК