Когда в жизни все идет наперекосяк, одни отправляются в банки за кредитами, другие берутся за книги с названиями вроде «Познай себя» или «Измени свою судьбу». Собственно, последнему можно поучиться, читая народные сказки. И об этом же говорится в новом спектакле Ульяновского театра кукол «Волшебный колодец» по сказам симбирского сказочника$балагура Авраама Кузьмича Новопольцева.

Вероятно, постановка эта состоялась не без вмешательства регионального минискусства, которое уже готовится к 2015 году, объявленному Владимиром Путиным Годом литературы. Но в театре к «обязаловке» отнеслись творчески. Режиссер Алексей Уставщиков и заслуженный артист РФ Андрей Козлов придирчиво прочитали сказки Новопольцева и щедро сдобрили сценарий прибаутками да рифмованными поговорками, которыми славился рассказчик. В беззлобных перепалках проходит жизнь ленивого деда и его облезлого кота. «Вустрица блохастая!» – крикнет дед, а кот ему в ответ: «Килька ты ушастая!».

Кот жалуется: «Дед храпит на печке, а я мерзну на крылечке», в доме «голод и разруха, улетела даже муха». Уследить за полетом острословия непросто даже взрослому зрителю, ведь герои говорят на язы-ке простом, деревенском – то поволжски окая, то по-московски акая, то вворачивая давно вышедшие из употребления выразительные, сочные словечки. Смесь разных говоров – не прихоть сценаристов, а их искреннее желание показать, что место действия – Симбирская губерния, где живут люди разных национальностей и обычаев. А потому здесь есть и намек на шаманский обряд северных народов с его завораживающими ритмами, напевами, масками. Но главенство – за русской традицией и ее площадным театром.

Кот в этом балагане – словно Петрушка. Ему достаются пинки, но он выручит своего ленивого хозяина и спасет его от колдовства Кикиморы.

Котофей Петрович, как называет его хозяин только по большим праздникам, поведет деда по языческому обычаю к реке, ветру и солнышку.

Силы природы развеют колдовство, но потребуют взамен плату: «Откажися от лени, от погани». И когда дед вернется в село, то его будут ждать и теплый, светлый дом, и жена-рыбонька, о которой так мечтал старик. История, полная шуток и волшебства, разыгрывается в доме, который превращается то в колодец, то в бесконечную дорогу (сценография Анастасии Кардаш). Незатейливы, но выразительны куклы, придуманные художником. Это не только облезлая парочка – кот и его хозяин, – но и волоокая красавица-русалка, оборачивающаяся страшилой Кикиморой – словно вырезанной из коры дерева шаманской маской с рукамиветками. И все это происходит под плясовые наигрыши, попевки, которые так и тянут в пляс актеров Андрея Козлова, Елену Кондрашину и Александру Корнилову.

Анна Михайлова