Ежедневно всё больше водителей сталкиваются с проблемами, связанными с оформлением обязательного полиса автострахования. И пока страховщики ссылаются на дефицит бланков, с каждым днём растёт число ульяновцев, вынужденных оставлять своих железных коней в гаражах и пересаживаться на общественный транспорт.
– То, что сейчас творится – это просто безобразие! – возмущается водитель Алексей Мозгов. – Я обзвонил более десятка компаний-страховщиков – и всё бесполезно! В восьми из них постоянная занятость, в других мне отказали, сказав, что нет бланков, в двух компаниях сказали, что найдут заветный документ при условии, что я у них ещё и жизнь застрахую (значит, бланки всё же есть), а в одной компании предложили прийти и записаться в лист ожидания, пояснив, что ежедневно оформляют 20 полисов. Вот теперь езжу каждое утро, отмечаюсь…
К сожалению, таких, как Алексей, охотников за страховками сейчас у нас в Ульяновске сотни. И если простые автолюбители просто испытывают неудобства, стоя по утрам на остановках и ежеминутно поминая страховщиков отнюдь не добрым словом, то вот тем водителям, которые за баранкой зарабатывают себе на хлеб, приходится очень туго.
Корреспонденты «Сити» решили разобраться, кто может помочь людям отстоять их права в этой ситуации?
Правильно требуем
Чтобы добиться оформления полиса и написать в соответствующие инстанции жалобы на страховщиков, нужно доказать сам факт отказа в страховке, а для этого потребуется соответствующий документ.
Вам необходимо написать в страховую компанию заявление с просьбой заключить с вами договор ОСАГО, при этом сохранив у себя копии и попросив сотрудника компании оставить на копии пометку – какого числа и кем был принят документ (сотрудник, взявший у вас бумагу, не имеет права вам в этом отказать).
Если вам предложат заключить договор «с нагрузкой», то напишите ещё одно заявление, в котором отказываетесь от таких условий, и обязательно укажите, какую дополнительную сделку вам предложил страховщик (ознакомиться с образцами таких бланков вы можете на сайте Роспотребнадзора 73.rospotrebnadzor.ru либо на нашем портале сityok.ru). И оставьте у себя копию документа с пометкой о том, что он принят сотрудником компании. Впоследствии именно эти копии заявлений станут доказательством того, что ваши права были нарушены. Куда жаловаться
По информации Роспотребнадзора, на территории России запрещена эксплуатация транспортных срендств без оформленния полиса ОСАГО, соответственно, любая страховая компания, имеющая лицензию на оказание данной услуги, обязана предоставить её любому, кто за ней обратится и будет готов оплатить её в полном объёме. То есть, отказывая водителям в оформлении соответствующего полиса, страховщики нарушают закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Однако в сферу компетенции Роспотребнадзора не входит непосредственный контроль за соблюдением водителями обязанностей по автострахованию, соответственно, его территориальные органы не могут принять соотвествующих мер к страховщикам.
В Роспотребнадзор? Да
– Обращение в Роспотребнадзор имеет смысл лишь в том случае, когда страховщики не просто отказали в заключении договора ОСАГО, а навязали дополнительные услуги, – объясняет Алла Эдвардовна Гросс, заместитель начальника отдела по защите прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора. – Правда, данный факт придётся доказать: здесь вам пригодятся копии заявлений (включая письменный отказ от дополнительной услуги), договор, свидетельствующий о «покупке» навязанной страховки, а также чеки по её оплате и другие документы – то есть когда сделка уже прошла, вы оплатили навязанную страховку, и ваши права были нарушены.
Однако водители должны понимать, что Роспотребнадзор может наказать недобросовестных страховщиков, но никак не может обязать их расторгнуть оплаченный вами «нагрузочный» договор.
– Здесь потребителю может помочь только обращение в суд, – продолжает Алла Эдвардовна. – Мы же, в свою очередь, готовы оказать потребителям консультативную помощь, помочь составить исковое заявление, а также уже в суде поддержать своим заключением по делу.
В ГИБДД? Нет
Многие водители обращаются с жалобами в ГИБДД, однако данные действия не имеют смысла, так как Государственная инспекция дорожного движения контролирует наличие у водителей соответствующих страховых полисов, но при этом не несёт ответственности за действия страховщиков и, соответственно, никак не может повлиять на ситуацию.
В прокуратуру? Да
В данной ситуации наиболее эффективным способом отстоять свои права будет направление жалобы на отказ в заключении договора обязательного автострахования в Прокуратуру Ульяновской области.
– Сейчас в связи с публикациями в СМИ прокуратурой совместно с региональными управлениями антимонопольной службы и Роспотребнадзора проводится соответствующая проверка, – пояснил старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима. – В ходе неё будет дана правовая оценка действиям страховых компаний, должностные лица которых согласно закону могут быть привлечены как к административной, так и уголовной ответственности.
В суд? Да
По статистике, россияне до последнего стараются решить дело миром и не доводить его до суда. Однако это именно тот случай, когда стоит забыть о своей лени и подавать соответствующие иски. Особенно это касается тех ситуаций, когда вы понесли материальный ущерб из-за вынужденого простоя вашего железного коня (более подробная информация – на сайте cityok.ru).