Облик Российской армии за последние годы изменился до неузнаваемости (войска, которые мы видели в Крыму, не похожи даже на те, что действовали в 2008 году в Южной Осетии и Грузии). Изменился ли облик призывника, выяснял корреспондент «СК», побывавший на дне открытых дверей в 623-м межвидовом региональном учебном центре войск связи.

– Выньте руки из карманов, здесь не настолько холодно! – приветствует командир части три сотни призывников, собранных со всей области. Большинство парней вытягивают руки по швам. – Привыкайте к армейским командам.

Учебный центр расположился на территории Ульяновского высшего военного училища связи (УВВУС), ликвидированного в 2008 году. Во времена существования УВВУС здесь одновременно проходило обучение до двух тысяч курсантов. Сейчас – максимум 1000 военнослужащих. Помимо новобранцев со всех концов страны, обучаемых азам военной связи, в «учебке» проходят переподготовку контрактники.

Дмитрий Бахтин из Миасса Челябинской области в «учебке» – с декабря прошлого года. Говорит, что привык. На нем чистая форма нового образца. Признается, что ко дню призывника в части, конечно, «навели марафет, но в целом все как всегда». Дмитрию – 24 года, год назад он получил диплом инженера в челябинском вузе и сразу же устроился на местный автозавод. Повестка из военкомата неожиданностью не стала, да и на заводе поддержали, пообещав оставить рабочее место.

– «Косить» даже не думал, – говорит солдат.

– А была возможность?

– Возможность есть всегда. Но зачем? Здесь на самом деле проходишь школу жизни, учишься общаться, да и вообще интересно. И еще на заводе намекнули, что после армии меня ждет более успешная карьера.

Девятнадцатилетний Александр (так представился, отказавшись называть фамилию) из Вешкаймы доучивается в Карсунском медицинском училище.

Главное, что его волнует сейчас – будет ли ждать военкомат те два месяца, что остались до вручения диплома?

– В армию хочу, – говорит Саша, объясняя свой выбор тем, что «просто интересно». – Друзья, те, кто служат, пишут, что скучно, но на гражданке тоже не очень весело. Отслужу, а там видно будет.

Срочникам ежемесячно на банковскую карту Минобороны перечисляет по две тысячи рублей.

Деньги уходят на покупку носков (с недавних пор портянки в Российской армии ушли в прошлое, но носки буквально горят на ногах солдат) и остаются в чайной (на языке солдат – «чепок»), где можно заказать не доступные для армейцев пельмени или кофе. Впрочем, сами срочники едой в армейской столовой довольны. Ушли в прошлое и наряды по столовой. Чистят картошку и нарезают хлеб теперь работающие по аутсорсингу гражданские предприятия.

Призывники крайне немногословны, срочники же готовы рассказывать о своей службе часами. В армию они идут, скорее всего, не из патриотических побуждений. Военный билет для них – пропускной билет на госслужбу. С недавних пор уклонистам закрыли путь в чиновники и силовики.

Дмитрий Минаев