В Ульяновской области на 5000 инвалидов по зрению приходится всего две собаки-поводыря – Бакс появился в нашей семье шесть лет назад. Мне, можно сказать, повезло: я написал заявление, и уже через полгода мне ответили, что я могу приехать в подмосковную Купавну за собакой. Там находится чуть ли не единственная в нашей стране школа подготовки собак-проводников, рассказывает 30-летний ульяновец Михаил Зеленикин, поглаживая подвижного и жизнерадостного лабрадора.

Обучение собаки-поводыря – процесс не быстрый, сложный и дорогой: подготовка одного такого пса обходится в несколько сотен тысяч рублей и занимает весемь-девять месяцев. Впрочем, инвалидам собака достается бесплатно – тем, кому посчастливится.

К работе с инвалидами по зрению готовят собак всех пород. Как показывает практика, из ста отобранных для обучения собак для работы поводырями будут пригодны только 25. Лучшими в этой области являются немецкие овчарки и лабрадоры.

Собаки начинают долгий курс обучения в двухмесячном возрасте. Их стерилизуют и кастрируют, чтобы отбить половой инстинкт, который мешает работе. Сложность обучения связана, прежде всего, с необходимостью привить собаке поведение, не свойственное ей. Даже воспитанная и хорошо обученная собака периодически поддается порыву погнаться за котом или голубями, поздороваться с сородичами. Для поводыря это – непозволительно. Или, например, любая собака, встретив на пути лужу или сломанное дерево, не задумываясь, перепрыгнет через препятствие. Походка же поводыря всегда должна быть размеренной и спокойной, и собака нацелена все препятствия соизмерять не с собственными возможностями, а с силами хозяина. По этой же причине для поводырей важна высокая стрессоустойчивость, например, умение не реагировать на громкие звуки. Только на это уходят первые шесть месяцев дрессировки.

В конце обучения собака сдает экзамен: тренеру завязывают глаза и собака-поводырь проводит его по одному из выученных маршрутов. Если собака смогла провести невидящего человека по маршруту, то считается, что она готова к встрече со своим слепым хозяином. Далее проводят совместные занятия собаки и будущего владельца до тех пор, пока они не поймут и не примут друг друга.

– Мое знакомство с Баксом длилось две недели – все это время я жил в школе, слушал лекции о жизни собак, проходил тренировки, сначала внутри школы, затем с выходом в город, выполнял домашнее задание: покормить, причесать, помыть лапы своему питомцу.

Всему этому тоже пришлось учиться, – рассказывает Михаил. – Поначалу у нас с Баксом шло соревнование за лидерство, он проверял меня «на прочность»: мог увести с тротуара на газон или незаметно проскочить бордюр. Но в итоге победила дружба. Теперь я просто не представляю своей жизни без него: Бакс давно превратился из помощника в члена семьи. Собака отлично ладит с моим двухлетним сыном. Я точно знаю, что если лабрадор находится с ним рядом, значит, все будет в порядке.

Бакс в полной мере осознает свою ответственность.

Если, находясь с супругой Михаила Натальей, он позволяет себе пошалить, может убежать в соседний двор, то рядом с хозяином он – сама дисциплина. Пес назубок знает все основные маршруты хозяина, достаточно сказать «магазин» или «поликлиника» – Бакс выстраивается слева от Михаила и ведет его к цели. В транспорте или в парке Бакс всегда найдет свободное место, а если–хозяин уронит трость или ключи, тут же принесет их в зубах без лишних напоминаний.

Существует только одна вещь, с которой не могут справиться поводыри: собаки не обладают цветным зрением. К сожалению, строение глаза собаки не позволяет увидеть разницу между зеленым и красным, а сине-зеленые цвета кажутся им белыми. Именно поэтому обучить собаку переходить дорогу по светофору невозможно. Изза этого недостатка многие собаки-поводыри погибают под колесами лихачей, прикрывая собой инвалидов.

Собаки-поводыри – не охранники, их основная функция – предупреждать своих владельцев об опасностях и преградах на пути, но не защищать от нападения. Михаил Зеленикин вспоминает, как убедился в этом, однажды оказавшись на пустыре в окружении стаи бродячих псов. Бакс не только не вступился за хозяина перед своими сородичами, но, когда те начали недружелюбно лаять, спрятался за Михаила.

В повседневной жизни слепой и собака-поводырь сталкиваются с множеством проблем.

Собаки-поводыри имеют право сопровождать своего хозяина в любом виде транспорта, с ними можно заходить и в магазины, и в аптеки, и в официальные учреждения – но все ли об этом знают? Михаил, заходя в супермаркет, предпочитает оставлять Бакса у входа – охрана, как правило, не разделяет владельцев собак на любителей животныхи слепых и запрещает заходить внутрь вместе.

Поводырь для слепых – одна из самых «престижных» собачьих профессий. Но и самая пагубная. Такие псы живут намного меньше своих сородичей.

Помимо очень ценной практической помощи собаки оказывают своим хозяевам и моральную поддержку, переоценить которую просто невозможно. Это особенно важно для одиноких людей. Собака заменяет им родственников и становится настоящим другом и членом семьи.

Потребность в поводырях среди инвалидов по зрению, а таких в Ульяновской области сегодня более пяти тысяч человек, остается очень высокой.

В то же время принять животное сегодня может далеко не каждый слепой, говорит председатель Ульяновской областной организации Всероссийского общества слепых (ВОС) Анатолий Аляев.

– Поводыри значительно облегчают жизнь молодым инвалидам, но в предоставлении собаки им чаще всего отказывают по причине плохих жилищных условий. Старики, как правило, жильем обеспечены, но поводыри им уже не нужны, – говорит он. – К тому же собаку нужно содержать. 18 тысяч рублей в год, что выделяют дополнительно владельцам собак-поводырей, – это ничто. Не хватает даже на корм, не говоря о дополнительном уходе, прививках.

Дмитрий Минаев