Власти делают, кажется, все, чтобы посеять в нашей стране раздор и не допустить добрых отношений между ее жителями. И нынешняя система ЖКХ – главное орудие в достижении этой цели, придуманное, на мой взгляд, специально, чтобы спровоцировать войну всех против всех.
В советское время жилищная сфера была недостаточно развитой, но при этом менее нервозной. И не столько в финансовом плане, сколько в организационном. Она была понятной. Люди знали, куда обращаться в случае аварийных ситуаций, знали, сколько платить за жилье, куда и когда. ЖКХ было обслуживающей сферой и не занимало всех без остатка помыслов граждан страны.
Обслуживающей сферой оно является и в большинстве государств мира.
Как, например, в передовой стране Евросоюза Германии, граждане которой просто живут, получают коммунальные услуги и оплачивают их. И не мучаются.
Наше же ЖКХ с начала 2000-х стало источником бесконечной нервотрепки жильцов и почвой для склок. Российское жилищное законодательство – бездарное и запутанное. Законы противоречат друг другу, как и подзаконные акты.
Даже статьи одного и того же нормативного документа сплошь и рядом противоречат одна другой, примером чего являются Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг (№354). В начальных пунктах этих Правил говорится, что услуга оказывается при наличии в месте ее оказания инженерных систем, а дальше по тексту речь идет об оплате, например, ОДН всеми и в объеме, рассчитанном уже без учета наличия какихлибо коммуникаций.
Отраслевые законы, такие, скажем, как о теплоснабжении, применяют ко всему населению, хотя в них и специалисты-то далеко не все разбираются, не говоря уж о рядовых россиянах.
Вопреки нормам Конституции РФ население пытаются обязать установить за свой счет в домах и квартирах приборы учета ресурсов. И так далее. Наше законодательство не столько упорядочивает жилищную сферу, сколько дезорганизует ее, порождая вакханалию и стравливая людей. На враждующие лагеря поделились по сути жильцы и управляющие компании, которые друг к другу так и относятся: УК жильцов ненавидят и считают назойливыми раздражителями; жильцы УК не доверяют, смотрят на них, как на врагов и бандитов, и даже по делу идут в их офисы, словно в логово врага.
Еще одна разновидность вражды – между поставщиками ресурсов и жильцами, и отдельно – между поставщиками и УК.
Стороны переполнены взаимной подозрительностью и претензиями. Во все более глубокие дрязги погружаются и граждане как таковые. Власть и коммунальщики убеждают жильцов, что их соседи нечестны, не платят за услуги, жульничают со счетчиками и числом проживающих и воруют ресурсы, за которые приходится платить невиновным (хотя платить, по закону, никто ни за кого не должен). Людей подталкивают следить друг за другом, доносить друг на друга, то есть собачиться. И лишь власть в стороне. Ей дела нет до жилого фонда, и она за него не ответственна. А поскольку жилой фонд – это государство, то ей и до государства дела нет.
Но как мы-то, жильцы, персонал управляющих компаний, сотрудники ресурсоснабжающих организаций, не заметили, что всех нас превратили в свору грызущихся между собой собак?
Превратили для того, вероятно, чтобы мы копошились во всем этом и поменьше думали о чем-либо еще. По одному с нами легче справиться и легче заглушить. И нами легче управлять и манипулировать.
Андрей Семенов