Заниматься высокотехнологичными разработками в России становится опасно. С этой фразы нашего автора мы начинаем новую рубрику «Труды и хроники». Цель рубрики — предоставить площадку для высказывания своего мнения по актуальным вопросам тем людям, которые несмотря ни на что продолжают заниматься в Ульяновске независимым бизнесом.

11111111111

Бизнес опасен для власти

Заниматься высокотехнологичными разработками в России становится опасно. Почему? Для ответа на этот вопрос достаточно понять, что основной источник дохода бизнеса в России — это различного рода рента, причем право на возможность ее освоения — это прерогатива власти. Ситуация всех устраивает — близкие к власти коммерсанты успешно осваивают ресурс, а власть при этом получает все рычаги влияния на «бизнес». Кавычки — не случайность, подобный «бизнес» не производит ничего принципиально нового и не действует в конкурентной среде в обычном понимании этого слова. Конкуренция, тем не менее, есть — за близость к источникам принятия решений. То есть, выигрывает не тот, кто предлагает качественно новый или качественно лучший продукт, а тот, кто наиболее полно слился в экстазе с источниками распределения ренты.

Естественно, подобная ситуация никак не способствует развитию любого рода инноваций. Конечно, до тех пор, пока запрос на их имитацию не появляется со стороны власти, то есть пока они не превращаются в ресурс. В остальных случаях любой новый продукт или качественно новое интеллектуальное решение — это прямая угроза для власти, так как выводит создателей этого решения из поля полного влияния. Возникает область относительной свободы, которая за счет подобных решений рискует вырасти.

Задачи же держателей ресурсов полностью обратные — максимально уменьшить это пространство, чтобы обеспечить полноценный контроль и влияние. Качественный перелом случился в начале 2000-х годов, что легко иллюстрируется статистикой — с тех пор доходы от рыночного предпринимательства в Ульяновской области упали более, чем в три раза. При этом большинство разработчиков нового с рынка ушли — либо попав в удобные ниши осваивания ресурсов, либо совершив экспорт своих технологий.

Последние события ясно дают понять, что смягчения курса не будет — в настоящее время целый ряд ульяновских разработчиков интеллектуальных продуктов готовятся к эвакуации — статус врагов-маргиналов никак не способствует плодотворной работе. Да и сбыта нет и не будет.

Наука — удел маргиналов

Умирает и традиционная питательная среда для интеллектуальных разработок — наука. В нынешних условиях наука властью, а, через нее, и обществом, по-видимому, воспринимается как удел ненормальных маргиналов. Иначе и быть не может — в обществе активно внедряются такие ценности, которые никак не могут быть совместимы с наукой.

С точки зрения господствующей логики это нормально — совместить, например, физику, с воинствующим консерватизмом невозможно в принципе. Носитель технологического знания, тем более — исследователь, становится угрозой, так как в условиях свободного рыночного оборота идей способен создать нечто новое, что будет невозможно контролировать. А любое выпадение из логики ресурсной экономики — это прямой выпад в сторону власти.

В существующих условиях возможен лишь один реальный механизм взаимодействия науки и государства — внедрение. Отрасль тоже всем очевидна и понятна — оборонка, впрочем, как и грядущий механизм этого внедрения за счет копирования технологий. Времена «почтовых ящиков» с тем же содержанием, что и в СССР, не за горами. Очевидно, что в жертву им будут принесены и предыдущие попытки имитации — внедрение нанотехнологий, риторика инноваций, «Сколково» и прочее. Институтами им уже не стать — для энергетической сверхдержавы, осваивающей евразийское пространство, наука — это не ценность, а реальные прорывные решения — не шанс на будущее, а прямая опасность появления внутренних врагов, шестой и седьмой колонн.

Ульяновский демонтаж

Последние два года отмечены в Ульяновске миграцией идей и технологий — весьма значительная часть компаний, разрабатывающих «железо», технологии и софт снялась с насиженных мест. Мы не стали исключением. До недавнего времени крепко держались за «родные березки и тополя» лишь компании интернет-индустрии, которым для работы, собственно, не надо ничего кроме компьютеров и стабильного высокоскоростного доступа в сеть. Но в свете последних событий и подобные разработчики начинают готовится к эвакуации. Причины понятны — если компьютеры никуда не денутся, то стабильный доступ в сеть уже оказывается под угрозой.