Вот и подошёл очередной День Победы. Третью весну не будет с нами Егора Терентьевича Воробьёва – последнего из проживавших в Ульяновской области Героев Советского Союза, участника трёх войн.
Он родился 16 апреля 1918 года в селе Средние Тимерсяны Цильнинского района. Ничем особенным из сверстников не выделялся, окончил школу-восьмилетку, тянулся к технике. И мог ли кто тогда знать, что выходец из простой крестьянской семьи ещё при жизни станет легендой.
15 августа 1938 года Богдашкинским райвоенкоматом Егор был призван для прохождения службы в Забайкальский военный округ. Был распределён в 276-й отдельный автотранспортный батальон, расположенный в Монголии. Тогда-то впервые и узнал, что такое война: успел повоевать на Халхин-Голе против японцев, в 1939 году на Карельском перешейке участвовал в кровопролитных боях против финнов, вступил в партию.
Демобилизовался весной 1941 года, вернулся в родное село. Но тут грянула Великая Отечественная война, и солдат снова оказался в рядах Красной Армии, чтобы на этот раз дойти до Берлина. Буквально первый же день пребывания на фронте обернулся для него серьёзным ранением и госпиталем. После выздоровления воевал на Воронежском, Первом и Втором Украинских фронтах, был назначен водителем дорожно-эксплуатационной службы части. И не находил себе места: душа рвалась на передовую. Один за другим уходили «наверх» рапорты Егора с просьбами направить его в бронетанковые войска. Командование уступило, но распорядилось по-своему: настырный солдат был направлен автоматчиком и одновременно парторгом в 7-ю роту 23-го Гвардейского воздушно-десантного стрелкового полка.
Награды не обходили нашего героя стороной: медали за Халхин-Гол, Жукова, позднее «За победу над Германией, орден Отечественной войны первой степени… Но главная награда ждала его впереди. Впрочем, обо всём по порядку. Война стремительно катилась на Запад. Войска германского вермахта отступали, но не сдавались. Как сказано в наградном листе, в ходе Висло-Одерской наступательной операции младший сержант Егор Воробьёв уничтожил шесть пулемётных точек противника и около сотни гитлеровцев, ещё девятерых взял в плен.
Смерть ходила за гвардейцем буквально по пятам. Он уже имел ранение и контузию, а 25 апреля 1945 года фашистская пуля в грудь в третий раз остановила его на бегу. Помните, как у Александра Твардовского: «два ранения имею и контузию одну…»? В госпитале он узнал, что «за отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом героизм и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда. Позже Егор Терентьевич вспоминал: «Лежу в госпитале, и тут в Москву приглашают. Сам Сталин принимал нас в Кремле. Налил всем по 100 граммов фронтовых, поздравил, сам пригубил: «Вы отмечайте, а я пойду». Отметили мы, как положено и всех нас с почётом отправили по местам службы».
Вернулся солдат в родное село. Наградами не кичился, от людей не бегал, принялся устраивать мирную жизнь. Работал бригадиром на стройке, водителем. Как и полагается, женился. Пошли дети один за другим: двое сыновей и четыре дочери. Со временем в доме зазвенели голоса внуков и правнуков: их у него 26. Жили дружно, небогато, но весело и с открытой душой. В положенный срок вышел Егор Терентьевич на пенсию. Но дома, с его неугомонным характером, не усидел. Занялся лошадьми, которых всегда любил. Последняя из них, кобылка Солнышко, понимала его с полуслова, разве что говорить не умела. Ульев было не меньше двух десятков.
Егор Воробьев памятникИ всё было бы хорошо, но 20 лет назад пришла в их дом беда: в автокатастрофе погиб сын Геннадий. Скрутило старого солдата, от горя почернел весь, но выстоял фронтовик, не сдался. А вот супругу его, незабвенную Евдокию Аркадьевну, смерть сына надломила, да так, что выпрямиться она уже не смогла и через пять лет её не стало. К тому времени дети обзавелись своими семьями. Остался Егор Терентьевич один в доме. Впрочем, почему один? Дети у него бывали постоянно, заботились, помогали по нехитрому хозяйству. Внуки и правнуки гурьбой тянулись. Начальство и односельчане вниманием не обходили. Ни один праздник без него не начинался, приглашали, сажали в президиум. Школьники просили побывать у них, поделиться воспоминаниями о войне. Опять же, дом и хозяйство присмотра требовали.
До последних своих дней оставался на ногах старый солдат. Всегда был весел и приветлив. Политикой интересовался. Ни одно маломальское событие мимо него не проходило, будь в мире, стране или в родном районе. Но всему приходит свой час. Зимним днём 23 января 2011 года Егора Терентьевича не стало. Проститься с ним ехали со всех концов области. Хоронили с воинскими почестями: почётным караулом десантников, троекратным салютом. Ушёл из жизни последний в Ульяновской области Герой Советского Союза. Он до последнего своего часа говорил: «Люблю жизнь и хочу жить долго». Так и будет, потому что оставил по себе Егор Терентьевич Воробьёв в сердцах людей прочную, как гранит, и славную, как вся его жизнь, память.
Виктор Никитин