Третий федеральный конгресс по электронной демократии явно показал куда дует ветер — в сторону поиска информационных врагов и борьбы с ними. Причем, если еще недавно градус риторики по этому поводу был умеренным, то конгресс показал — лояльные специалисты уже готовы к тому, что ради борьбы с не до конца еще сформулированными угрозами придется пожертвовать информационной и технологической глобализацией, вплоть до создания самостийного российского интернета. На этом фоне выступление на конгрессе губернатора Ульяновской области Сергея Морозова можно считать если и не оппозиционным, то уж точно реакционным по отношению к позиции топовых докладчиков.

kongress4

«Ай-ти-сектор является одним из локомотивов экономического развития, особенно в таких регионах как Ульяновская область. У нас нет крупных месторождений углеводородов, но наша земля богата талантами. Современные технологии позволяют многим нашим землякам реализовать себя в программировании, в творчестве, в науке, в ай-ти-бизнесе, не покидая области и страны» Речь губернатора

В своей речи губернатор фактически признал не спешить «рубить с плеча»:

«Сегодня ведётся активная дискуссия о необходимости усиления контроля за российским сегментом глобальной сети. Звучат даже предложения вернуться полностью к российским электронным технологиям, как это было в советское время. Но, на мой взгляд, все шаги необходимо тщательно продумывать и соблюдать баланс между информационной безопасностью наших граждан и неизбежной технологической глобализацией».

При этом позиция оказалась достаточно обоснованной:

«Мы прекрасно понимаем, что конкуренция в сфере ИКТ носит глобальный характер, поэтому ухудшение условий для развития современных технологий может негативно скажется на нашем регионе. Наша область крайне заинтересована в том, чтобы элементы информационного общества развивались в России опережающими темпами».

Тяжело с этим не согласиться, но стоит честно признать — на деле не только Ульяновская область заинтересована в том, чтобы «элементы» развивались «опережающими темпами». Очевидно, что курс на демонтаж не только «опережающих темпов», но и самих «элементов» вряд ли приведет к тому, что страна сможет нормально развиваться.

Но некоторых других участников конгресса открытость информационного общества явно пугает. Общий вектор оказался понятен быстро — поиск и выявление тайных и явных врагов в информационном поле, выстраивание защитных механизмов от любых «политических и экономических угроз» в сфере информации, и, главное, – избавление от «контроля ЦРУ».

Подобная риторика некоторым явно показалась приятной. Удивительного мало — национальной идеей России всегда был поиск врага. История показывает, что без этого никакого сплочения у нас не получалось и не получается. И тут враг нашелся, причем как внутренний, так и внешний. С внешним понятно — Европа и США, откуда и создаются, по мнению принявших эту приятную теорию, все оппозиционные сайты и формируются цветные революции с помощью социальных сетей — вражеских каналов для расшатывания ситуации в стране.

С внутренним врагом тоже определились. Итогом первого дня конференции можно считать финальный спич модератора, который заявил, что главная угроза изнутри — это безработная образованная публика, которую он назвал креативным классом, и добавил, что «больших уродов придумать нельзя».

Воодушевляющий поиск врагов и поддержка их нахождения со стороны власти уже дошли до стадии продумывания конкретных деталей борьбы. Борьбы, в которой хороши все средства, вплоть до полной изоляции российского сегмента интернета.

Единственным серьезным аргументом против того, чтобы начать строить «великую русскую стену», оказался лишь недостаток кадров. А это явно указывает на то, что сама идея из области футурологии уже перешла в область планирования.

Глава Ульяновской области обладает поразительным чутьем подобных трендов. Поэтому не забыл напомнить присутствующим о том, что «ещё в далёком 1976 году именно на базе ульяновского НИИ «Марс» фактически появился отечественный прототип Интернета». Может быть это случайность, а может быть и нет — попытка на ранней стадии затянуть в регион разработку самостийного российского интернета. Мол, Ульяновская область и здесь была первой, у нас есть специалисты и т.д.

Впрочем, даже если признать, что глава региона подумывает о том, что ситуация повернется в сторону возврата «полностью к российским электронным технологиям, как это было в советское время», общая позиция выступления господина Морозова вызывает уважение. Пусть и неявно, в рамках административного языка, но губернатор выступил в поддержку нормального интернета, а не мечты многих других выступающих — самостийного рунета, скрытого от всего мира и полностью подконтрольного государству, но при этом наполненного внешними и внутренними врагами.

Без них нельзя — ресурс в России появляется лишь тогда, когда есть с чем бороться. А этот ресурс надо осваивать.

Хотя, конечно, вряд ли кого-то из тех, кто принимает решения, отдающие болезненной конспирологией, волнует позиция какого-то губернатора… Конференция показала, что умеренность уже не востребована — открытое информационное общество стране, на полной скорости несущейся в сословный тоталитаризм, нужно так же, как и зайцу барабан — стучать-стучит, а строем ходить мешает.