Городу удалось временно избежать позора с прекращением движения трамваев и троллейбусов, угроза которого нависла со стороны энергетиков, требующих уплаты долга за потребленную транспортом электроэнергию. Сколько именно должен город, не суть важно. Говорить, на мой взгляд, стоит лишь о том, что это за экономика, в которой такое оказывается возможным.
Считается как бы аксиомой, что общественный электротранспорт убыточен и потому без бюджетных субсидий существовать не может. Однако в городском бюджете денег мало, субсидии выплачиваются не в полном объеме, что и приводит к образованию постоянно растущей задолженности. Но почему электротранспорт убыточен? Плата за проезд в трамвае, например, уже не символическая. Она выше, чем в некоторых маршрутных такси, перевозящих пассажиров по городу за 13 рублей, тогда как в трамвае поездка стоит 14 рублей. Маршрутчики, возможно, и не жируют, но очевидно, что их цена рентабельна, иначе они этим не занимались бы.
При этом маршрутчику объективно сложнее. Дорогой бензин, быстрый износ автомобилей (по нашим-то дорогам), ведущий к частым ремонтам, небольшой, на 13-18 пассажиров, салон. И все равно перевозки, повторюсь, рентабельны. Электротранспорт же традиционно считался наиболее дешевым из всех видов транспорта, и если теперь он перешел в категорию дорогих и убыточных, напрашивается вопрос: что же произошло?
Цена на электроэнергию обогнала таковую на бензин?
«СК» как-то рассказывал, что общественный транспорт в столице Эстонии Таллине лет пять уже бесплатный. Два года назад мэр Таллина сообщил одному из российских журналов, что работа автобусов и трамваев вышла на безубыточный уровень, и он надеется, что скоро бесплатные перевозки пассажиров станут прибыльными. Попутно есть смысл напомнить, что Эстония не имеет ни своей нефти, ни своего газа и часть электричества импортирует из России, как, собственно, и газ с нефтью. Безубыточный эффект в работе транспорта стал результатом чисто экономических методов. С переходом на бесплатные перевозки отпала необходимость в администрировании процесса взимания платы за проезд, расчета и предоставления льгот разным категориям на-селения (пенсионерам, школьникам и студентам), исчезли бухгалтерии, кондукторы и контролеры. А количество пассажиров выросло, поскольку с отменой платы ездить стали больше.
Ситуация, казалось бы, абсурдная: трамваи стали перевозить больше «халявщиков», и это вывело работу транспорта на рентабельность? Именно так. В мэрии Таллина произошедшее объясняют следующим образом. Люди ездят в общественном транспорте обычно не забавы ради, а с какой-то целью. Они едут, скажем, в центр города, где заходят в магазины, кафе, музеи, кинотеатры и что-то там покупают, кушают и смотрят, отдавая за все это деньги. Магазины, кафе, музеи и кинотеатры платят со своих возросших доходов больше налогов, которые и компенсируют финансовые потери из-за отмены платы за проезд. То есть переход на бесплатную перевозку пассажиров привел к оживлению экономической жизни Таллина. И Таллин – не единственный город Европы с таким опытом.
Опыт этот не в последнюю очередь говорит о качестве экономики. Чтобы почувствовать эффект, который имеет место в Таллине, нужно совершенно другое, чем у нас, отношение хозяйствующих субъектов к делу, нужна принципиально другая финансовая и налоговая дисциплина, нужна прозрачность, нужно взаимное доверие гражданина и государства, и нужно много чего еще. Вот к такой экономике, кстати, и стремится, вероятно, многострадальная Украина, взявшая курс на Европу. Ведь и Эстония еще вчера была такой же, как Украина и как Россия, которые сегодня барахтаются в бардаке и криминале. В нормальной экономике блокада трамваев невозможна в принципе. А у нас – запросто.
Василий МЕЛЬНИК
Виктор Каменев
В “нормальных” экономиках Детройты становятся банкротами, и погружаются в бандитизм, но слава Богу!, Россия от этого далека!
поцреоту
Каменев, твоё непосредственное нач-во в штатском за лайками твоих каментов тоже внимательно следит, учти на будущее. Оно очень недовольно, очень.
ЧмоЗаМКАДное
Надо чинушам всех уровней уменьшить зарплату и сделать зависимой от средней зарплаты по области, вот тогда и будет порядок. А так все это шняга шняжная и жизнь бродяжная.
Маркетолог
Предлагаешь повысить раза в два? А откуда деньги возьмёшь?
городок
государство не обнещает если сделает травмай бесплатным, и будет оплачивать энергетикам,хоть одно добро сделают людям,а то налоги дерут на рубль, а в ответ помогают на 5 копеек,все не наедется не как, такое чувство,что детдомовские в 18 году….
андрей
Как это так бесплатно? Как это нет десятков бухгалтеров,менеджеров,десятков управляющих,сотен кондукторов? А с учетом что парков у нас два,этож какая цифра получается? Это ж скоКа будет получать ген.директор? 15 тыЩ? Это что,все пересядут на трамваи? А маршрутчики не разорятся? А как же рабочие места,куда идти бедолагам бухгалтерам,менеджерам,управляющим? Что то не то,а деньги из бюджета только на ремонт подвижного состава? Странно как то? И рельсы будут ровные и трамвайчики новые и красивые? Это что мечта?
Чёта одни вопросы получаются. Да,мечтать не вредно.??????
Не торгаш
Браво Василий! Луч света в темном царстве! Пусть народ дальше смотрит ” зомбоящик” и восторженно кричит какой рейтинг у нашей власти. Истина как всегда где то рядом. И к сожалению для России это уже практически диагноз.
Архитектор
Это результат работы высшего руководства Города!!! В коммерческих структурах за плохую работу увольняют виновных, в государственных находят крайнего но не виновного!
Жители
В МАРШРУТКАХ ПРОЕЗД ДЛЯ СВЕДЕНИЯ СТОИТ 16 РУБЛЕЙ. В КОТОРЫХ ОДНА ГРЯЗЬ И ВОНЬ
Хватит бред писать:
Если пассажиры не платят, значит бюджетное финансирование, которое не может быть рентабельно или нерентабельно
Маркетолог
Курьер как обычно жжот напалмом. “Прибыльные бесплатные перевозки” – тут пахнет нобелевкой по экономике!
татарин
Убытки только из-за того,что управленцов на окладе очень много и они арендуют 2 этажа в центре города!
тоже тепловик
Пусть Курьер на улицах раздают бесплатно и тогда газета станет прибыльной, как трамваи в Таллине. Скоро в этой редакции будут визжать “хто нэ скачэт – тот москаль! Сала курьеру, сала хероям!”