Минсельхоз России разработал законопроект о запрете торговли алкоголем, включая пиво, в магазинах, расположенных на первых этажах жилых домов. Если закон будет принят, в чем сомневаться практически не приходится, это перевернет весь алкогольный рынок страны.

Поводом к очередному ужесточению в сфере алкоголя чиновники называют то обстоятельство, что после запрета продажи пива в киосках торговцы перебрались в жилые дома, на первых этажах которых открыли маленькие магазинчики, где и возобновили торговлю. И это создало неудобства жителям домов. То есть повод сводится как бы к заботе о гражданах, их покое и комфорте. Но, преследуя мелких торговцев, в Минсельхозе, вероятно, забыли, что нововведение нокаутирует не только их, но и крупных игроков на этом рынке.

В Ульяновске, например, первые этажи жилых домов являются основными площадями размещения торговли продуктами питания, в том числе и алкоголем. Большинство супермаркетов «Магнит», «Гулливер», «Пятерочка» расположены именно в жилых домах, как и магазины специализированной торговой сети «Градус». Исключить их из этого законопроекта вряд ли получится. Во всяком случае законодателю надо будет сильно измудриться, чтобы оставить под запретом только бывших киоскеров, ведь это поломает всю идеологию закона.

Если маленькие магазины, торгуя алкоголем, создают жильцам дискомфорт, то чем отличаются супермаркеты и спецторговля? Ничем.

Понять логику Минсельхоза в данном случае трудно. Возможно, истинной целью грядущего запрета является борьба с пьянством россиян и, преследуя эту цель, идут двояким путем.

Во-первых, повышая цену на алкогольные напитки. И во-вторых, затрудняя доступ к ним чисто административными методами – через сокращение точек продажи. И первое, и второе в нашей стране не срабатывает, провоцируя рост нелегальной торговли. Этот вид бизнеса чрезвычайно прибыльный, поскольку из его издержек исключается выплата налогов, страховых взносов в Пенсионный и другие социальные фонды. Все идет в навар, что создает соблазн для участия в такой торговле весьма широкого круга заинтересованных лиц. В первую очередь, конечно, представителей власти – через доверенных людей либо через неофициальную протекцию бутлегерам. И любое вытеснение с рынка легального алкоголя влечет его замену суррогатом, но уже на рынке черном – со всеми вытекающими последствиями для потребителей.

А вообще эта судорожная суета вокруг алкоголя есть, как известно, симптом тяжелого кризиса. Пьянство – не забава, а факт, точнее, акт отчаяния общества, зашедшего в тупик. В России такое уже было. Страна спивалась в конце XIX – начале ХХ века, в годы реакции Александра III и Николая II. Тогда от водки погибли тысячи, и не в последнюю очередь представители образованного класса, как, например, братья писателя Антона Павловича Чехова. Царское правительство металось и то вводило монополию на производство и продажу алкоголя, то объявляло сухой закон… История повторилась в 80-х годах ХХ столетия, когда рушился советский режим и ЦК КПСС пытался спасти подданных андроповской строгостью и горбачевской антиалкогольной кампанией. И вот, кажется, новый рецидив.

Андрей Семенов