Вопросы, связанные с экоконфликтом, разгоревшимся в «курортной» Шиловке (напомним, здесь планируют реконструировать меловой завод) попытались на пресс-конференции снять инвесторы проекта. Генеральный директор мелзавода Искандер Касимов озвучил подробности грядущей реконструкции.

Итак, факты от инвестора:

  1. Мел в Шиловке добывали с начала XIX века. В советские годы мощность мелзавода доходила до 300 тонн в год. В конце 90-х, по словам Касимова, УКСМ, которому тогда принадлежало предприятие, продержалось на плаву именно за счет добычи мела. До приобретения завода инвесторами добыча составляла 7-8 тысяч тонн в год; в 2011-2012 году она колебалась от 22 до 33 тысяч тонн. При этом, на старом предприятии не было фильтров.

Цитата Искандера Касимова: «Когда было последнее заседание, встал один из дачников, который 17 лет живет в Шиловке. Задаю ему вопрос: «Завод здесь был?» «Да, был, но мы его не видели-не слышали». Как же сейчас он начнет вредить, если его производительность будет меньше, чем 17 лет назад?

Сегодня предприятие, согласно лицензии, может добывать до 80 тысяч тонн мела в год. Производительность оборудования – 60 тысяч тонн в год (влажность мела доходит до 27%, ее удаляют до 0,3% – получается минус 20% объема).

  1. На предприятие, после выхода на полную мощность (летом 2015 года) наберут 96 работников. Как обещано, в основном это будут шиловцы и жители окрестных деревень, для которых построят медкабинет и, возможно, обжещитие.

Возникает вопрос: производство современное и по максимуму автоматизированное, откуда столько народу?

В выданном мне планируемом штатном расписании работников действительно 96. Но это – с учетом круглосуточной (то есть, четырехсменной) работы завода. 5 человек – управленческий персонал (гендир, исполнительный директор, главный бухгалтер и бухгалтер); 40 человек (то есть, 10 в смену) – производственный цех; 12 человек (по 3 в смену) – ремонтная служба и так далее.

  1. Что касается экологической безопасности. Искандер Касимов пояснил, что 40 миллионов рублей инвесторы потратили на суперсовременные фильтры («начинку» которых планируется менять раз в два года – ее стоимость уже во много раз меньше). «На старом заводе даже не задумывалась о системе улавливания и вытяжки пыли. Наши фильтры  уже стоят. Технологий более глубокой очистки пока не существует. Нам выгодно улавливать пыль, так как в фильтрах оседает самый дорогой мелкодисперсный продукт, мы больше всего будем на нем зарабатывать», – говорит гендиректор завода.
  2. Объездная дорога (за 6 миллионов рублей) будет построена, если будет доказана ее коммерческая необходимость. К осени завершится ее проектирование. Она пройдет по старой грунтовке, где сейчас ездят газовики и сельхозтехника. Планируется отвести от дороги воду и укрепить бетонными плитами.
  3. Пока все это в стадии проекта – до момента, пока не будет готова экологическая экспертиза (ее делает ООО «Экологические системы» под руководством Льва Левитаса). Но уже в финальной стадии: инвесторы на «низком старте»: работы предполагается начать в конце этого лета. Касимов уточнил, что они не против проведения общественной экспертизы.
  4. Налоговых льгот предприятие, по словам гендиректора, не получило. При выходе на полную мощность завод будет платить 9,69 миллиона рублей в год в местный бюджет, 19, 5 миллиона – в федеральный, плату за негативное воздействие на окружающую среду – 0,5 миллиона рублей в год и тд – в общей сложности, 40 миллионов рублей в год.

 

А теперь мои вопросы и ответы Искандера Касимова.

Вы сказали, что готовы на общественную экспертизу. В Шиловке создали общественную группу – почему вы не предоставили ей запрошенные документы?

То, что запрашивала группа – стратегическая информация: как пролегает газопровод, линии электрификации. Все остальное выложено в свободном доступе на сайте. К сожалению, нам не верят: когда мы говорим, что производство будет экологичным, что мы сделаем дорогу, будем улавливать пыль – нас обвиняем во лжи. Но это беспочвенные эмоции.

Как будет проводиться рекультивация отработанного карьера?

Снимется вскрышная порода (40-70 сантиметров плодородного слоя), она хранится, раз в три года Ростехнадзор проверяет, пересчитывает запасы вскрыши. Как только вырабатывается сырье, мы обязаны засыпать породу обратно, засадить зелеными насаждениями.

То, что вы видите, проезжая Большие Ключищи – карьеры цементного завода – это было в 80 или 90-х годах, штрафы за это должны быть колоссальные. Но у нас не отвечают за то, что было в СССР. Сегодня же есть жесткие правила, нормы, которые мы обязаны выполнять.

Я могу объяснить, почему ваши планы подвергаются сомнению. У людей есть живой пример перед глазами – те же отработанные карьеры в Ключищах, задыхающийся поселок Меловой, завод в котором никто не закрывает, несмотря на явные нарушения.

Не нужно нас сравнивать с Меловым – там производят известь, мы будем производить мел. Они нагревают сырье до 800 градусов, мы – до 120. Мы просто удаляем воду, а они пережигают мел, чтобы получилась активная известь для производства силикатного кирпича. Завод был построен в 1956-57 году, тогда о фильтрации никто не думал. Туда можно и сегодня поставить фильтры, но они будут стоить больше, чем весь завод.

По поводу планируемого нацпарка «Сенгилеевские горы». Цитата из статьи собкора «Коммерсанта» С.О. Титова: «Учитывая, что завод  размещают на границе будущего нацпарка, эти границы придется, скорее всего, перенести на расстояние до 6,5 километра, чтобы исключить влияние завода. Более того, будут утрачены рекреационные функции нацпарка, уже и так подпорченные видом цемзавода. Участок Шиловки был самым интересным, но теперь может встать вопрос вообще об исключении из состава нацпарка этого северного участка», – сказал «Ъ» сказал Алексей Шамшин, руководитель группы по разработке эколого-экономического обоснования национального парка «Сенгилеевские горы».  Что вы скажете по этому поводу?

Это субъективное мнение одного человека. У предприятия есть природоохранная зона, она не меняется. Как была земля промышленного назначения, так она и осталась, и в ее границах мы находимся. Михаил Корепов скинул мне карту планируемого нацпарка. Когда мы ее увеличили, оказалось, что завод был учтен – земля, на которой он стоит, и карьер были выделены как отдельная зона. Санитарная зона предприятия – 300 метров,  до границ существующего заказника – 2,5 километра.

 

Если все же учитывать совокупность факторов – недовольство местного населения, символичные запасы мела (в выступлении Касимова было сказано, что «Для создания на территории серьезного промышленного гиганта просто нет сырья – пласт мела всего толщиной 9 метров, он качественный, но его запасы символичны, и их достаточно для экспериментов с технологиями, научных изысканий, исследований. За счет сырья оно больших денег не принесет, а за счет наработки технологий, ноу-хау, патентов, вполне окажется рентабельным»),  – может быть, все же подумать о переносе завода?

Когда мы выработаем данный карьер, мы перенесем производство, но это будет лет через 70. Накал же общественного мнения пошел на спад. Мы провели работу в селе, пообщались с местными жителями, объяснили что происходит. Более 90 процентов коренных жителей за завод. Те, кто купили там недвижимость, конечно, против. Но, как кто-то сказал, более страшен для дачников не завод, а пьяные местные жители.

Так все-таки, возможен ли компромисс?

Компромисс такой:  завод будет, нацпарк будет, причем в тех границах, в которых они запланировали. Никто никому не мешает.

 

Мои личные выводы:

Инвесторы обещают много «лакомого». Например, создать в Сенгилеевском районе экологический штаб и через два года после запуска производства финансировать расходы на поддержание экологии, популяции орла-могильника, орлана-белохвоста, сурков-байбаков и прочих животных. Не исключено, что все действительно будет радужно – и суперсовременные фильтры, и практически отсутствие выбросов, и вообще, цитирую выступление Касимова : «Завод – это не индустриальный гигант. Скорее это инновационная промышленная лаборатория и научно-исследовательский центр мелового кластера, полигон для испытаний новейших научных достижений и технологий переработки карбонатов. Экологам предоставляется прекрасная возможность отработать критерии промышленной экологии почти в лабораторных условиях».

Но это уже вопрос доверия. Даст ли кто-то гарантии, что не грянет очередной кризис, и дорогостоящее оборудование, обеспечивающее экологический барьер, будет обновляться? Что объездная дорога будет таки построена, и ее «коммерческая необходимость» будет доказана? Что добыча сырья будет вестись по всем правилам, а не подобно саранче, которая оставляет после себя лишь объедки?

Слишком много примеров, когда инвесторы обещают одно, а на деле выходит совершенно по-другому – в наши времена это, увы, не редкость. И не помогают ни грозные проверяющие, ни штрафы. Миром правят деньги. Так что история может закончиться хорошо, а может и плохо.

На мой взгляд, сегодня все-таки стоит обратиться к экспертам, профессиональным экологам, которые могут дать независимую оценку возможного влияния производства на жителей Шиловки и обитателей нацпарка. Тот же Алексей Шамшин может обосновать свое мнение – почему границы заповедной зоны придется сдвинуть на 6,5 километров. Региональная экопалата может сама провести свое «расследование». Пока время есть, нужно расставить все точки над i, чтобы компромисс все-таки устроил всех.